Есть основания считать, что ранняя история арктических флоры и фауны проходила в ландшафтах иного облика по сравнению с современными тундрами и полярными пустынями.
Исходными биотопами арктических форм (до их выхода на зональную тундровую арену) могли быть высокогорья, холодные степи, или тундростепи, поймы рек, морские побережья, заболоченные или сухие разреженные хвойные леса и т.д. Естественно, что в истории каждой группы животных много своеобразного, и те или иные типы ландшафтов по отношению к группам с разной биологической спецификой играют крайне неодинаковую роль. Так, высокогорные ландшафты вероятно сыграли существенную роль в формировании видового состава некоторых групп двудольных растений Арктики, но не дали ни одной формы тундровых млекопитающих (Шварц, 1963).
Возможности освоения животными и растениями формирующихся в позднем кайнозое тундровых зональных ландшафтов определялись главным образом совпадением режимов, в которых развивались те или иные формы, с условиями, характерными для тундр. Так, на начальном плиоценовом этапе эволюции жужелицы подрода Cryobius рода Pterostichus, составляющие наиболее характерный элемент арктической фауны жуков, вероятнее всего, были связаны с заболоченными таежными участками, в которых микроклиматические условия наиболее сходны с таковыми в моховых тундрах (Hopkins et al., 1971; Киселев, 1981). Знаменательно проникновение далеко в тундру характерных для таежных лесов психрофитов - багульника (Ledum palustre), грушанки Pyrola rotundifolia, голубики (Vaccinium uliginosiim) и др.
Многие характерные для тундр растения и животные, особенно обитатели зональных сообществ, в настоящее время изменили или утратили признаки, свидетельствующие о прежних биотопических и ландшафтных связях, приобрели комплекс адаптаций, соответствующих строго специфическим зональным условиям. Другие, будучи весьма характерными представителями арктической флоры и фауны, сохраняют экологические черты, соответствующие дотундровому (или внетундровому) образу жизни. Таковы вселенцы в тундровые зональные сообщества из прибрежного ландшафта - родиола розовая (Rhodiola rosea), камнешарка (Arenaria interpres), морской песочник (Calidris maritima), клоп Chiloxanthuspilosus, которые весьма интенсивно заселяют водораздельные тундры, но в той или иной мере сохраняют и свои исходные биотопические связи, встречаясь постоянно или в определенные периоды жизненного цикла также и на побережьях, в том числе и за пределами тундровой зоны.