Проблемы восстановления и обогащения биологического разнообразия в условиях Севера весьма многообразны.
Это - рекультивация сильно нарушенных хозяйственной деятельностью территорий с целью введения в хозяйственный оборот, создания сельхозугодий, продвижения земледелия на Север, озеленения населенных пунктов и т.д., а также - реинтродукция, акклиматизация и реакклиматизация, восстановление ареалов, зимовок, пролетных путей, лежбищ, мест отела, нерестилищ, колониальных гнездовий и т.д. В этой сфере особую значимость приобретают опорные пункты и стационары, на которых проводятся модельные эксперименты и исследования как основа соответствующих технологий. В числе таких полигонов следует назвать Полярно-альпийский ботанический сад-институт КНЦ РАН, который ведет исследования адаптивных процессов в процессе акклиматизации растений к условиям Севера. Накопленные уникальные материалы могут быть широко использованы, например, при подборе видов в рекульти-вационных мероприятиях, в озеленительных технологиях.
Многоплановые исследования ведутся на стационарных участках Института биологии Коми НЦ УрО РАН в окрестностях Воркуты: длительные эксперименты по сельскохозяйственному освоению тундры, начатые много лет назад И.С. Хантимером, отработка методов рекультивации техногенных грунтов под руководством И.Д. Арчеговой, биоиндикации, в том числе с использованием в качестве тест-объектов водорослей (Гецен, 1985). Ко всем этим исследованиям сейчас необходимо проявить особое внимание, организовать финансовую поддержку через участие в соответствующих конкурсах.
Особого внимания заслуживает опыт весьма успешной реакклиматизации и создания вполне жизнеспособных популяций овцебыка на Таймыре и о-ве Врангеля. Эти работы дали крайне интересный материал по аут- и популяционной экологии, адаптивному потенциалу этого уникального арктического вида млекопитающих (см. Якушкин, 1998).
Все же следует признать, что при весьма глубоком осмыслении отдельных биологических аспектов и наличии очагов вполне успешных восстановительных мероприятий в целом на территории российской Арктики практическая реализация этих разработок пока явно недостаточна. У нас еще не было их достаточно масштабных реализаций, аналогичных, например, достижениям в этой сфере на Аляске.