Синантропные животные, синантропизация фауны. С доисторических времен на территории России шли чрезвычайно разнообразные и интенсивные процессы синантропизации животных, т.е. формирования фауны сожителей человека, обитателей жилищ, территорий населенных пунктов (в категорию синантропов обычно не включают вредителей сельского хозяйства).
Общая закономерность - усиление связи таких животных с человеком по мере продвижения к северу, в более суровые условия. У важнейших синантропных грызунов - домовой мыши (Mus musculus) и серой крысы, или пасюка (Rattus norvegicus) на территории России можно выделить популяции трех типов: северные (грызуны круглый год живут в жилищах); переходные (летом часть зверьков заселяет природные биотопы, а на зиму возвращается в постройки; южные (значительная часть популяции круглый год находится вне жилищ человека), что характерно для низовий Волги, Дона, Кавказа и юга Приморья. Более теплолюбивая происходящая из тропиков черная крыса (R. rattus), заселившая европейскую часть России вероятно уже в XIII веке, обитает в природных биотопах лишь на самом юге, в Крыму, на Кавказе, теснее связана с помещениями, избегает нижние этажи, охотно селится на кораблях.
Скворец (Sturnus vulgaris) на севере Русской равнины гнездится в деревнях, поселках, по окраинам городов, причем в основном в скворечниках, а в лесостепи, степной зоне, на Кавказе заселяет самые разные древостой с дуплами, в том числе вдали от человека. Эта же закономерность проявляется и в распределении синантропных мух: на юге России некоторые виды более характерны для пастбищ и различных природных биотопов. В последние десятилетия явно усилились процессы урбанизации животного мира, то есть освоения многими видами территорий современных городов.
В городах формируются оседлые или сезонные популяции многих видов птиц - врановых, водоплавающих, чаек, дневных хищников, сов, мелких воробьиных, цапель, даже пастушковых, и др. Так, в Москве в последние годы стали обычными гнездящимися птицами ястребы - перепелятник (Accipiter nisus) и тетеревятник (Accipiter gentilis), сокол чеглок (Falco subbuteo), несколько видов сов, например ушастая сова (Asio otus), белоспинный дятел (Dendrocopos leucotos), дубонос (Соссоthraustes coccothraustes), утка гоголь (Bucephala claugula), сначала гнездившийся в московском зоопарке в искусственных гнездовьях, а потом расселившийся по городу. Стремительный рост городских популяций серой вороны (Corvus cornix) демонстрирует поразительную экологическую пластичность и набор тончайших поведенческих адаптаций к жизни в условиях города. Увеличивается связь с населенными пунктами и городами многих видов воробьиных, в частности синиц, причем не только большой синицы (Parus major), но и лазоревки (Р. caeruleus) и др.
Наблюдается интенсивное расселение и увеличение численности видов, связанных с культурным ландшафтом. Так, черный дрозд (Turdus merula) еще совсем недавно был редок в средней полосе России, а сейчас - обычен в парках, на окраинах городов, в лесах. Связь с человеком способствует расширению ареала многих животных на север, проникновению в заполярные ландшафты. Так, гнездование дроздов рябинника (Turdus pilaris) и белобровика (Т. iliacus) отмечено в арктическом поселке Диксон, в нескольких сотнях километров от северной границы их ареалов. В последние годы внимание зоологов привлекают частые случаи синантропизма волка, сложные формы его поведения.