В последние десятилетия многие советские ученые возвращались к этому вопросу (Камшилов, 1959, 1970, 1979; Завадский, 1968; Шварц, 1973; Плотников, 1979 и др.).
Неоднократно, в плане развития идей Вернадского, высказывалось мнение, что для возникновения даже самых простейших форм жизни необходим круговорот веществ, который мог существовать лишь в сообществах, объединяющих качественно разнородные формы, что жизнь возникла прежде всего как круговорот веществ, который следует считать главнейшим механизмом поддержания стабильности любых биосистем. Так, М.М. Камшилов писал: «Жизнь возникла не в виде изолированных протоорганизмов, а как система взаимосвязанных протоорганизмов, как протобиоценоз... Первые протобиоценозы мало отличались от среды; по мере хода эволюции это различие возрастало» (1959).
Эти представления находят подтверждение в концепциях химической эволюции. Фактически создание общей теории происхождения жизни сводится к разработке теории саморазвития открытых каталитических систем (Руденко, 1976). Такие системы закономерно должны были возникать как множественные, исключительно вариабельные и первоначально малоустойчивые. При первичной гетеротрофности жизни вещество разрушающихся систем должно было идти на построение функционирующих систем, и этот процесс явился зародышем первых трофических ценотических связей. Конкуренция за вещество, очевидно, осуществлялась химическими системами еще до их структурного обособления. Довольно раннее, по современным представлениям, формирование механизмов утилизации солнечной энергии у ряда первичных организмов увеличило их функциональное разнообразие и послужило становлению биологического круговорота веществ. Таким образом, и ценотический и организменный уровни организации возникли «рука об руку», в неразрывной связи друг с другом.
В плане проблемы отношения организменного и биоценотического уровней в процессе эволюции очень интересна концепция симбиогенеза, которая разрабатывалась в трудах ряда крупных русских дореволюционных и советских ученых. В самом общем виде концепция симбиогенеза сводится к возможности эволюционного преобразования и усложнения определенных групп организмов путем объединения на симбиотической основе ранее самостоятельных особей с более простой организацией. В ее основе лежит идея о возможности образования в процессе эволюции из ценотически связанных организмов таких систем, которые функционировали бы как единый более сложный организм. Симбиогенетический процесс в эволюционном плане - это не что иное, как переход биоценотической организации (симбиоза особей разных видов) в организменную. Таким образом, эта концепция подкрепляет точку зрения о возможности трактовки биоценотического уровня организации жизни как первичного по отношению к организменному.