Функциональная роль видового разнообразия в экосистемах особенно ярко выявляется при изучении процессов развития сообществ - сукцессий (Чернова, 1977).
В ходе сукцессии постепенно формируется относительная сбалансированность вещественно-энергетических связей между видами, что лежит в основе стабилизации биологического круговорота веществ в данном биотопе. В природе ярко выражено множественное обеспечение основных функций круговорота, выполняемое конкурирующими и дополняющими друг друга видами. Стабилизация сообщества связана с ростом биологического разнообразия, усложнением и разветвлением пищевых цепей и усилением роли организмов-регуляторов, сдерживающих численность других видов.
Вместе с тем устойчивое и сбалансированное сообщество характеризуется обычно высокой структурированностью, т.е. установившимися количественными отношениями между популяциями, определенным набором доминирующих групп, жизненных форм и т. п. Поэтому на заключительных, климаксовых этапах сукцессии исследователи часто регистрируют некоторое снижение биологического разнообразия по сравнению с предклимаксовыми стадиями. Показатели разнообразия обычно возрастают в периоды смены этапов, когда одновременно функционируют старый, сменяющийся, и новый, возникающий, наборы видов, а также на границах сообществ при их пространственной смене.
С этими соотношениями прямо связана важнейшая практическая проблема преимуществ моно- или поликультуры, поли-, олиго- или монодоминантных сообществ при их эксплуатации и конструировании для разных целей. Многие зависимости между разнообразием и параметрами структур и сообществ исследуются в сферах островной экологии, агроценологии, экологии микроорганизмов. Но в целом следует признать, что в современной экологии сейчас еще мало достоверных данных по этим вопросам.
Кульминационная проблема синэкологии - анализ механизмов устойчивости и стабильности сообществ. Экологи уже давно связывают стабильность экологических систем с разнообразием (May, 1973). Именно в аспекте этой проблемы следует ставить традиционный вопрос синэкологии и эволюционной экологии: для чего нужно много видов в сообществе, для чего нужны малочисленные виды? Совершенно очевидно: то, что называется «избыточным», или «резервным», разнообразием, «видовой избыточностью» (Чернова, 1984; Чернова, Кузнецова, 1990) - это непременная черта полноценного сообщества с развитыми механизмами регуляции.