Обширный круг вопросов возникает при анализе связей параметров биоразнообразия с градиентами среды. Среди них важнейшая проблема - хорология разнообразия, т.е. его варьирование в пространстве в зависимости от абиотических и биотических факторов, в том числе в глобальном масштабе.
Разнообразие растет от полюсов к экватору по мере увеличения тепла (Чернов, 1975, 1989; Fischer, 1960; Turner et al., 1987). Связи параметров разнообразия с теплом в общем весьма сильны, но неоднозначны в разных условиях, для разных категорий таксонов. Сильнее всего корреляция богатства фаун и флор с теплом выражена в холодных приполярных районах, южнее эта связь ослабевает (Чернов, 1989). При этом связь с летними климатическими температурами видового разнообразия флоры и фауны в объеме высших таксонов, например классов, в высоких широтах часто описывается типичной логистической кривой. Это свидетельствует о том, что композиции видов крупных таксонов (сосудистых растений, насекомых, птиц) в масштабе конкретных флор и фаун обладают свойствами целостных систем (Чернов, 1989).
При исследованиях зависимостей разнообразия от климатических условий возникает множество вопросов как частного, так и фундаментального свойства. Например, весьма по-разному трактуются причины снижения видового разнообразия к полюсам. Очевидна ведущая роль уменьшения тепла. Но наряду с этим неоднократно высказывалось мнение о молодости приполярных ландшафтов и их биоты как главной причине бедности ее таксономического состава.
Общая картина распределения глобального разнообразия достаточно ясна, но представления о многих ее деталях и характере ведущих связей пока в значительной степени предположительны и противоречивы. И тут много сложных фундаментальных проблем, особенно важных сейчас в связи с усиливающейся международной координацией биологических исследований.
Увеличение общего разнообразия жизни от полюсов к тропикам сопряжено с возрастанием в этом же направлении роли (в процессах эволюции и в функционировании сообществ) биотических (ценотических) факторов, которые максимально значимы и разнообразны в тропиках, и снижением абиотических, которые наибольшую роль играют в экосистемах заполярных ландшафтов (Pianka, 1966; Буко, 1979; Чернов, 1989). Иными словами, разнообразие максимально там, где наиболее развиты и значимы ценотические отношения, а они зависят непосредственно от разнообразия жизни (разнообразие порождает разнообразие).