Неопределенность смысла «зональных» фаунистических комплексов обусловлена прежде всего объединением в одном понятии приматов генетического единства и приуроченности к современным ландшафтным условиям.
Определения этого понятия в разных работах весьма противоречивы. Так, по В. В. Кучеруку (1959) и И. Л. Кулик (1972), фаунистический комплекс - это совокупность видов, распространенных только в данной природной зоне или имеющих в ней оптимум ареала. По Н.В. Тупиковой (1975), «фаунистический комплекс - это специфический набор видов со сходным распространением, связанный общностью развития с определенными типами ландшафтов; как следствие совместной эволюции виды приспособлены друг к другу, к природно-территориальным комплексам... находят здесь оптимальные условия».
По Н. Г. Олсуфьеву (1980), фаунистический комплекс - это группа видов, имеющих сходные ареалы и экологию. По Ю.А. Дубровскому и И. Л. Кулик (1979), «фаунистические комплексы животных... являются одним из компонентов биогеоценозов» (с. 258). Как пишут эти авторы, данные критерии «применимы для оценки принадлежности вида к фаунистическому комплексу любой ландшафтной зоны». Итак, любой ландшафтной зоне свойствен свой фаунистический комплекс (почему только зоне, а не подзоне, тем более что в последних схемах зональности многие подзоны переводятся в ранг зоны?). И для каждой зоны «разрабатывается» (Дубровский, Кулик, 1979) свой фаунистический комплекс, пока в основном млекопитающих, затем, вероятно, последуют аналогичные работы по самым различным группам животных.