Симптоматично приведенное Г.В. Никольским (1953, с. 66) замечание В. Н. Беклемишева по поводу воспроизведенного выше понимания фаунистического комплекса.
В.Н. Беклемишев порекомендовал именовать эту категорию фаунистическим набором. Очень четкая мысль: не фауна, не комплекс, а фаунистический состав (набор) животного населения, которое соответствует данным зональным условиям.
Тем не менее, понятие фаунистического комплекса именно в таком, как в работах Г.В. Никольского, или близком к этому определении в дальнейшем стало широко использоваться многими отечественными зоологами. При этом концентрация внимания на очевидных фактах связи распространения многих видов с современными природными зонами привела некоторых наших зоологов к неконструктивной критике или полному отрицанию принципов классической зоогеографии, в частности к подмене генетического фаунистического районирования «привязкой» к ландшафтно-зональным категориям, к утверждению, что каждой природной зоне соответствует свой особый генетически единый фаунистический комплекс. Эти представления были критически рассмотрены в нашей книге (Чернов, 1975) и в статьях O.Л. Крыжановского (1976, 1976а). Не повторяя здесь их положений, отметим, что многие работы сторонников «зонального» направления вызывают множество неразрешимых вопросов, так как в них постоянно смешиваются принципиально разные понятия -фауна и животное население, регионально-индивидуальное районирование и зональная типология.