Многочисленными исследованиями показано, что гамазовые клещи представляют собой важный компонент в природных очагах инфекций, осуществляя длительное носительство возбудителя и передачу его от одного позвоночного другому.
Регулярное пассирование возбудителей гамазовыми клещами происходит, по-видимому, круглый год, что должно способствовать сохранению и даже повышению вирулентности последних в зимний период, когда иксодовые клещи не активны.
На территории Западной Сибири участие гамазид в циркуляции возбудителей доказано для клещевого энцефалита, омской геморрагической лихорадки, клещевого сыпного тифа, туляремии (Левкович, Тагильцев, 1956; Алифанов и др., 1961; Шайман, 1958; Давыдова и др., 1965).
Сведения о гамазовых клещах на территории Новосибирской области в литературе немногочисленны. Н. Н. Апенкина (1957) при отлове мелких млекопитающих в шести районах области (Колыванский, Венгеровский, Маслянинский, Сузунский, Карасукский и Новосибирский сельский) при очесе 570 зверьков семи видов собрала 2077 гамазовых клещей 13 видов. К сожалению, автор в опубликованных тезисах материалы по этим сборам приводит суммарно, не указывая видовой состав и места находок отдельных видов.
Г. К. Лонзингер собрал в Тогучинском районе со 191 экземпляра мелких млекопитающих 15 видов гамазид. Количество исследованных клещей в работе, к сожалению, не указано.
Фауна и количественное сочетание видов гамазид изучались нами в 1959—1965 гг. и частично уже анализировались. Всего гамазиды были собраны в 43 точках, характеризующих различные ландшафтные районы Новосибирской области. В общей сложности обработано 8269 зверьков, 145 их гнезд, 122 птицы, 211 птичьих гнезд и 80 насекомых различных видов.
Зверьков отлавливали в цилиндры на плуговых бороздах и ловчих канавках, давилками «Геро» и капканами. Птиц отстреливали. Авторы пользуются случаем выразить искреннюю благодарность зоологам А. С. Николаеву, И. Н. Глотову, Д. В. Терновскому, Ю. А. Леонову, О. Н. Данилову за помощь в добывании мелких млекопитающих и птиц.
Для выяснения видового состава свободноживущих гамазид нами взято 187 проб различных субстратов (верхний слой почвы, мох, муравейники, навоз разной степени перегнивания и т. д.). Каждая проба содержала примерно 15 см3 субстрата.