Конечно, распространение этих инфекций не может быть ограничено лишь зоной обитания клещей данных видов, поскольку трансмиссивный путь переноса для них является дополнительным.
Однако необходимо учитывать возможность заноса инфекции клещами и способность длительного сохранения в них возбудителей бруцеллеза и ящура.
Известна способность D. pictus и D. marginatus воспринимать и длительно сохранять в себе возбудителя эризипелоида мышиного типа (Олсуфьев, Дунаева, 1951). Нами (Давыдова, Гриценко, 1963) была доказана также способность D. pictus передавать возбудителя при кровососании здоровым животным и, что особенно существенно, трансфазно и трансовариально. Работа проводилась с высоковирулентным штаммом эризипелоида, выделенном от водяных крыс в Куйбышевском районе Новосибирской области и усиленном последовательными пассажами на этих же животных. Следовательно, в период массового размножения водяных крыс на территории Новосибирской области, участие D. pictus в циркуляции эризипелотрикса и длительном его носительстве вполне вероятно,
Клещи рода Dermacentor издавна известны как основные носители и переносчики пироплазмоза и нутталиоза скота. Раньше пироплазмоз был широко распространен в Западной Сибири, в том числе и в Новосибирской области. Эти заболевания были строго приурочены к зоне распространения D. pictus. В настоящее время благодаря хорошим медикаментозным средствам заболевания в области почти не регистрируются.
В литературе есть сведения об участии иксодовых клещей, в частности видов, распространенных в Новосибирской области, в циркуляции возбудителей лихорадки Ку, листериоза и лептоспироза. Несмотря на наличие этих инфекций на рассматриваемой территории, вопрос о роли иксодовых клещей в их распространении до настоящего времени не изучен.
В заключение следует отметить, что наиболее эпидемиологически опасны в Новосибирской области восточные регионы, характеризующиеся большим видовым разнообразием клещей.
Зная особенности распространения иксодовых клещей на территории Новосибирской области, приуроченность каждого из видов к определенным ландшафтам, а также численное соотношение видов в каждом из них и, наконец, учитывая данные об участии того или иного вида в циркуляции очаговых заболеваний, можно заранее предвидеть, какие виды клещей будут участвовать в циркуляции возбудителя того или иного заболевания в случае его возникновения на какой-то конкретной территории. Эти сведения в сочетании со сроками активности, приведенными для массовых видов, должны служить отправными пунктами при планировании противоклещевых мероприятий.