Зудневая чесотка скота в Новосибирской области встречается очень редко, и возможность заражения лисиц от него практически отсутствует. Поэтому, видимо, кожные заболевания у лисиц столь широко не распространились, как бешенство в Барабинском и Чановском районах.
В других случаях сообщения охотников свидетельствуют о явно инфекционных заболеваниях лисиц, сопровождающихся падежом взрослых и молодняка. Признаками таких заболеваний были «загноение глаз и носа», «отек всех конечностей и окровавленность этих мест». В некоторых сообщениях говорилось, что весь молодняк погиб. Егерь И. П. Панченко из Веселовского района пишет, что весной 1956 г. на одном участке имелось 5 нор, заселенных лисицами с выводками. К осени лисиц здесь не оказалось. В конце мая у одной из нор было найдено три павших щенка.
Во многих сообщениях (в 1954 и 1955 гг. из Карасукского и Тогучинского районов, в 1958 г. из Веселовского, в 1962 г. из Сузунского района) гибель лисиц, в частности молодняка, связывается с их большим заклещевлением — «заел клещ».
Из инвазионных заболеваний лисиц наибольшую опасность представляет альвеококкоз. Ему способствует образование новой связи в цик-
Распространение бешенства и других заболеваний среди лисиц (1964—1965 гг.).
1 — встречи больных лисиц; 2 — находки трупов лисицы; 3 — заболевания лисиц с подтвержденным диагнозом бешенства.
ле развития возбудителя этого заболевания: лисица — основной хозяин, ондатра — промежуточный. Характерно, что пузырчатая стадия альвеококкоза встречалась только у старых ондатр. У зверьков текущего года рождения она не наблюдалась. Последнее, по-видимому, связано с периодичностью контактов лисицы и ондатры — постоянного и промежуточного хозяина. Дефекация лисиц на хатках ондатры обычна зимой, поэтому гельминт, по нашим наблюдениям, присущ только старым особям ондатры, которые заражаются весной при оттаивании льда у хаток.
Есть данные о гибели ондатры от альвеококкоза, зараженность в отдельные годы этим гельминтом доходит до 10% поголовья (Грачев, 1965).
Данные о больных лисицах и находках трупов вместе с материалами об установлении у лисиц диагноза бешенства показаны на рисунке (Привязка сообщений дана в пределах района, так как точно установить места обнаружения трупов или больных зверьков по корреспондентским данным невозможно.) Эпизоотия среди лисиц захватила лишь южную половину Новосибирской области. К северу от железнодорожной магистрали сведения о больных лисицах были редкими.