Этот ценный пушной зверь в давние времена обитал на севере нашей области. «В (первые годы освоения Сибири,— пишет по этому поводу И. П. Лаптев (1958),— соболь заселял всю территорию таежной зоны, простирающуюся во времена П. Палласа на юг, примерно до линии г. Петропавловск — оз. Чаны».
В последующий период запасы соболя под влиянием бесконтрольного промысла резко сократились. В 20-х годах текущего столетия в Новосибирской области соболь исчез. С этого времени южная граница его распространения на территории между Уралом и Обью проводилась севернее Новосибирской области (Януше-вич, Благовещенский, 1952; Надеев, Тимофеев, 1955; Лаптев, 1958).
В 1953 г. была проведена попытка акклиматизации соболя в восточной части Новосибирской области (Маслянинский район), где выпущено 34 соболя. Акклиматизация оказалась неудачной (Фофанов, 1957). В 1956 г. в районе выпуска удалось обнаружить след лишь одного соболя. Неудачу опыта можно объяснить тем, что выпуск совпал с годом острого дефицита основных кормов этого хищника в природе и отсутствием систематических зимних подкормок соболя, которые в условиях Маслянинского района совершенно необходимы.
В 1962 г., после сорокалетнего перерыва, с севера, из Томской области, началось интенсивное проникновение соболей в пределы Новосибирской области. Они одновременно появились в Кыштовском, Северном, Куйбышевском, Каргатском и Чулымском районах, где соболи начали попадаться в капканы, поставленные на колонков (Жданов, 1965). Возможно, заходы к нам соболей происходили также и с северо-запада, из Омской области, где этот вид, по данным В. С. Крючкова (см. Павлинин, 1963), распространен до границы Новосибирской области.
Наблюдались единичные случаи появления соболей и в восточной части области. Так, Б. С. Юдин (устное сообщение) в марте 1963 г. в окр. пос. Коурак Тогучинского района обнаружил следы двух соболей. Надо полагать, что соболь зашел сюда из Кемеровской области, где, по сведениям В. Н. Надеева и В. В. Тимофеева (1955), этот хищник успешно акклиматизировался.