pitbul-zaprygnul-vverh-pochti-na-45-metra-po-vertikalnoj-stene Посмотрите видео как питбуль допрыгнул до предмета на высоте 14 футов (4, 27 метра)! Если бы проводилась собачья Олимпиада, то этот питбуль...
morskaja-svinka-pigi-zhelaet-vsem-schastlivogo-dnja-svjatogo-patrika С днем Святого Патрика ВСЕХ! И ирландцев и не только ирландцев!
ryba-igla Родиной уникальной пресноводной рыбы-иглы является Индия, Цейлон, Бирма, Тайланд, Малайский полуостров. Достигают 38 см в длину. Принадлежит к...
botsija-kloun Считается, что рыбка боция-клоун (Botia macracantha) появилась в середине XIX века. О данном виде впервые упомянул Питер Бликер (голландский...
gjurza Гюрза (Vipera lebetina) – крупная змея, которая имеет притупленную морду и резко выступающие височные углы головы. Сверху голова змеи...

Причины сокращения численности беляка

Причины сокращения численности беляка

 

Причины сокращения численности беляка в первой половине 30-х годов остаются неясными. Массовой гибели зверьков не наблюдалось. Сухие теплые весны говорили не в пользу вспышки глистных заболеваний, а численность зайца убывала, и местами очень сильно.


Г. А. Пономарев считает, что первопричина снижения запасов зайца кроется в засушливости летних периодов и общем понижении уровня грунтовых вод. Такой же точки зрения придерживается также Н. Н. Гуляев (цитир. по Наумову, 1947). По наблюдениям последнего, засуха 1936 г., охватившая лесостепь Западной Сибири, отрицательно сказалась на размножении зайца-беляка. В тот год у многих самок отмечались явления резорбции эмбрионов. Повысилась и смертность молодняка. Прирост к осени, судя по учетам на опытном участке, снизился против обычного в 2—3 раза.

Сейчас трудно судить, насколько правы в своих предположениях Г. А. Пономарев и Н. Г. Гуляев. В виде возражения можно отметить, что сокращение численности зайца началось раньше засухи и продолжалось после нее.

Массовый падеж беляка в 1939—1940 гг. изучен лучше других «моров», но все же далеко не достаточно. А. Л. Бедак (1940), который был очевидцем падежа, приходит к заключению, что гибель зайца вызвана какими-то инфекционными заболеваниями. Ю. Климов и С. С. Фолитарек (1959) достаточно обоснованно показывают, что падеж мог быть вызван эпизоотией туляремии, широко распространенной в тот период.

Характер заячьего мора в 1939—1940 гг. был необычен и, пожалуй, не имел прецедента. В связи с этим на нем необходимо подробнее остановиться.

В 1937—1939 гг. в Западной Сибири, в том числе в Новосибирской области, в массе размножалась водяная крыса. Исключительно высоко поднялась ее численность как в степных, так и в лесостепных и подтаежных районах (Максимов, 1959). Почти одновременно с ростом численности водяной крысы вспыхнула эпизоотия туляремии. С 1939 г. в Барабе начался также массовый падеж зайца-беляка. Случаи гибели зайцев отмечались и в 1936—1937 гг. (Бедак, 1940), но они не идут ни в какое сравнение с тем, что происходило два года спустя.