В прошлом бобры (Castor fiber L.) широко заселяли лесную и лесостепную зоны Новосибирской области (Скалон, 1951; Кириков, 1960; Жданов, 1957, 1965). Ареал их охватывал бассейны рек Тара, Тартас, Омь, Чулым, Каргат, Шегарка и др.
Исчезновение бобра в области произошло в конце XVIII — начале XIX в. главным образом из-за неумеренного хищнического промысла. На сокращение площади бобровых угодий и снижение численности зверей, несомненно, сказалось также быстрое заселение этой части Барабы, строительство густой сети поселков вдоль рек, интенсивное использование жителями прибрежных лесов и кустарников — основных источников питания бобра. Это заметно на реках Каргат и Чулым, где от былых густых береговых лесов остались лишь (кое-где небольшие заросли ивы, узкой кромкой растущие вблизи самого уреза воды. В большинстве своем берега этих рек теперь вообще лишены древесно-кустарниковой растительности. Только в верховьях еще встречаются острова леса из осины и березы. Много берегового леса вырублено в среднем и нижнем течениях Тары, Тартаса, Оми.
С целью восстановления бобра как промыслового вида в фауне Новосибирской области управление охотничьего хозяйства при Новосибирском облисполкоме и Новосибирский облпотребсоюз с 1956 г. начали осуществлять завоз бобра для акклиматизации в Кыштовский, Северный и Убинокий районы, в систему рек Омь, Тартас, Тара .и Уй; с 1956 по 1964 г. сюда было выпущено 292 бобра, привезенных из европейской части страны. Места вьпусков обозначены на рисунке.
Бобры хорошо прижились в местах выпуска и стали широко расселяться по долинам речек. Во всех созданных очагах значительно возросла их численность.
Русло Тары они заселили от верховья почти до с. Алексеевка, что недалеко от с. Кыштовка. Ее крупные притоки—реки Чека и Майзасс— бобры заселили в верхнем и среднем течении. Поселения их найдены и на небольших притоках Тары.