Помимо этих основных ландшафтных группировок водяной крысы на территории области есть переходные ландшафты, для которых характерно сочетание особенностей выделяемых группировок.
Наконец, имеются ландшафты с общей низкой численностью этого вида. Так, на юго-востоке области, по левобержыо Оби, значительную площадь занимают районы, характеризующиеся небольшим количеством водяной крысы и отсутствием среди ее популяций выраженных колебаний численности. В эту группу включается территория лесостепных районов левобережного плато Оби, в пределах Новосибирского, Коченевского, южной части Колыванского, Кочковского и других районов. Так, в Кочковском районе с 1938 по 1960 гг. максимальная годовая заготовка шкурок водяной крысы была лишь 800 шт. (1938 г.). При спорадическом распространении здесь водяной крысы по берегам рек (Карасук и др.), по изолированным болотам и озерам очаги более высокой численности этого вида занимают весьма ограниченную площадь. Вреда сельскому хозяйству водяная крыса не приносит, ее эпизоотологическое и эпидемиологическое значение несущественно.
К этой же территории относятся и приобские боры правого и левого берега Оби. Численность водяной крысы в них низкая, она встречается здесь редко, главным образом при перекочевке зверьков с соседних с борами водоемов. Так в бору и осиновом лесу, расположенном на коренном берегу у сел Черный Мыс и Красный Яр Колыванского района, за летние месяцы 1953 г. было поймано в цилиндры на ловчих канавках лишь шесть водяных крыс, или всего 1,9% пойманных. На смежном участке обской поймы доля водяной крысы в тот же год в сборах равнялась 20% (Максимов, 1959в).
В качестве другого примера укажем на крайний север Новосибирской области, где почти вся территория покрыта заболоченными березово-осиновыми и сосновыми лесами и огромными массивами открытых верховых болот мохового и травяно-мохового типа. В этих заболоченных районах, ландшафты которых служат как бы естественным продолжением лесных болот васюганского типа, водяные крысы весьма малочисленны и распространены спорадически по берегам речек и ручьев, по окраинам верховых болот и озер (Максимов, 1959а). Колебания ее численности здесь не выражены, промысел отсутствует.
В эпидемиологическом отношении эта территория подтаежного ландшафта в настоящее время благополучна. В ходе дальнейшего ее хозяйственного освоения, расширения площади лугов и полей по дренированным приречным участкам следует считаться с ростом численности водяной крысы и усложнением эпизоотологической и эпидемиологической обстановки.
При общей эпизоотологической и эпидемиологической оценке территории Новосибирской области в отношении туляремии следует признать наиболее неблагополучной территорию распространения барабинской болотной и затем чановско-карасукской озерной популяции водяной крысы. Эпизсютологическая обстановка на всей этой территории усугубляется обилием здесь ондатры — активного участника эпизоотий туляремии и омской геморрагической лихорадки (Максимов и др., 1965).