Специфичны, очевидно, такие микроочаги и для разных типов арвиколярных очагов: пойменно-речных, болотных, озерных и долинноручьевых в предгорных и горных районах.
Так, в болотных очагах северной и центральной лесостепи Западной Сибири особенно стойкие условия для существования очагового биоценоза создаются в лесных колках, частично заболоченных и мало подвергающихся освоению, по долинам речек и окраинам озер.
У некоторых авторов сложилось представление, что выявление элементарных очагов составляет главное звено краевой эпидемиологии. Между тем такая точка зрения не соответствует главной текущей задаче эпидемиологии туляремии. Об этом уже частично сказано выше. Вся современная профилактика туляремии основывается главным образом на вакцинации. Знание элементарных очагов в этом отношении мало чем поможет эпидемиологам. Для правильной организации противотуляремийных мероприятий по линии санэпидстанций вполне достаточна ландшафтная типизация очагов и проведенное на ее основе ландшафтно-эпидемиологическое районирование обслуживаемой территории.
Но все это не должно умалять задачу выявления и классификации элементарных очагов, так как именно они служат основными «гнездилищами заразы» и без радикального вмешательства в их биоценозы нельзя решать предстоящую задачу коренного оздоровления территории.
Изучение биоценозов в целях радикального вмешательства в жизнь природного очага часто основывается на предпосылке о возможности коренного оздоровления территории через разрыв цепи в паразитарной системе путем выключения из нее того или иного обязательного звена. Многие, например, считают так: стоит ликвидировать иксодовых клещей как непременного компонента биоценоза — сразу затухнет природный очаг туляремии. Такая точка зрения появилась благодаря господствующему еще представлению, что длительное существование природного очага этой инфекции причинно связано с клещами. Нахождение туляремийных очагов в безыксодовой зоне определяет необходимость пересмотра подобных взглядов.
Очевидно, весь очаговый биоценоз только и может обеспечить длительное существование природного очага и выключение одного из звеньев не гарантирует радикального оздоровления местности.
В коренном оздоровлении очагов наиболее перспективно «генеральное» направление мероприятий, основанное на преобразовании самого очагового биотопа (см. подробнее Максимов, 1960, 1964).