Для целей районирования территории по туляремии необходимо также изучить и других позвоночных и беспозвоночных компонентов очаговых биоценозов и их эколого-эпизоотологических особенностей.
Но такое изучение диктуется не требованиями ландшафтно-эпидемиологического районирования территории, а проводится для выявления условий существования природных очагов, циркуляции и длительного поддержания в них возбудителя.
Биоценозы ландшафтных типов очагов и условия их существования служили объектом детального изучения. Значительная работа в этом направлении была выполнена, в частности, коллективом, возглавляемым Н. Г. Олсуфьевым, которым проведены многолетние исследования биоценотической структуры очагов луго-полевого типа (Подмосковье), а из группы интразональных арвиколярных очагов — пойменно-речного (Волго-Ахтубинская пойма) и предгорно-ручьевого (Алтай).
Ландшафтная типизация очагов — теоретическая основа для биоценотического направления исследований очагов, поскольку каждому типу туляремийного очага свойствен свой очаговый биоценоз и своеобразные условия его существования и эпизоотологического проявления. Здесь речь идет, по сути дела, об изучении экологии возбудителя туляремии, условий его существования в природе.
Эти исследования неизбежно ставят перед собой задачу выявления в каждом ландшафтном типе очага участков наиболее стойкого укоренения возбудителя в составе паразитарной системы, которые назвали микроочагами или элементарными очагами.
Впервые этой проблемой с глубокой ее разработкой начали заниматься при изучении очагов чумы И. Г. Иофф, Н. П. Наумов, С. С. Фо-литарек, Ф. И. Абрамов (1951), С. С. Фолитарек (1945), Н. П. Наумов (1955) и др. В отношении туляремии указанные вопросы исследовались мало. Необходимо выявлять и классифицировать подобные элементарные очаги инфекции.
Классификация их не должна вызывать трудностей, поскольку один из наиболее характерных признаков — их связь с различными ландшафтными типами очагов, по которым они могут объединяться в группы.