Ландшафтно-эпидемиологическое районирование пойменно-речных очагов, которые отличаются как на разных участках долины, так и по ее притокам, проводится на основе типологии речных долин, анализа условий существования в них биоценозов, условий развития вспышек массового разхмножения водяной крысы, характеристики паразитологического фактора и др.
Характеристика же междуречных болот, что составляет основу почвенно-ботанического районирования и на что ориентируется Ф. С. Сумароков, мало чем может помочь поставленной задаче, поскольку эти болота свободны от основного в области эпидемически опасного вида—водяной крысы. Так как очаги туляремии в Томской области связаны с интразональной речной поймой, то вывод автора (о связи большого числа заболеваний с Северо-Нарымской, Нарымской и Чулымско-Кетской подзонами) ошибочен. К такому выводу как раз и приводит ориентировка на почвенно-ботаническое районирование.
Эколого-эпизоотологические отношения в очаговых биоценозах сложны и не всегда укладываются в границы выделяемых природных ландшафтных районов. Изложенные в этом сборнике материалы по зоне вредности водяной крысы в Барабе, связь характерного и изолированного очага массовых размножений этого вида с ограниченной территорией в пределах бывшего Карасукского района, что отражается также и на динамике численности и эпизоотологии ондатры,— достаточно наглядные для этого примеры (см. статью А. А. Максимова в этом сборнике).
Ландшафтная типизация очагов очень удачно преодолевает трудности выявления на территории неблагополучных участков. Каждый ландшафтный тип очага или его более мелкие подразделения характеризуются совершенно определенным и конкретным очаговым ландшафтом (например, пойменный биоценоз в пределах данной речной долины, долины ручьев, в предгорном ландшафте и т. д.).
Поэтому составление карт природных очагов не тождественно механическому заполнению уже готовых ландшафтных контуров природноочаговым содержанием, в чем мы согласны с Н. Б. Бируля (1962). Даже в пределах одной речной долины пойма несходно себя проявляет в эпизоотологическом и эпидемиологическом отношениях. Задача состоит в выделении на местности очагов конкретного типа, в их биоценотической, эпизоотологической и эпидемиологической расшифровке.