Сказанное выше о методах и принципах ландшафтно-эпидемиологического районирования территории по интразональным болотно-озерно-речным очагам туляремии в равной степени относится и к районам распространения луго-полевого (полевочьего) и степного (мышиного) типов очагов в европейской части страны.
Если водяная крыса служит главнейшим источником возбудителя туляремии лишь в долинах рек и в заболоченных районах, а на междуречьях, в сельскохозяйственных ландшафтах — обыкновенная полевка, то в пределах данной области, следовательно, различаются две категории очагов: болотно-озерно-речной и луго-полевой. Такое сочетание характерно, например, для центральных районов европейской части страны.
На юге европейской части страны болотно-озерно-речные очаги (по долинам Волги, Дона и другим рекам, по берегам водохранилищ, по долинам ручьев в предгорных и горных районах) сочетаются на равнинных междуречьях со степным типом.
Картирование в каждой области площади распространения арвиколярных и местных сельскохозяйственных очагов, приуроченных к луго-полевому или степному ландшафтам,— непременный этап при медико-географическом районировании европейской части страны.
Очень важная задача состоит также в выявлении и изучении местных вариантов указанных типов очагов. Эта работа в европейской части страны, по сути дела, только начинается.
При очень обширном распространении в южных районах европейской части СССР степного (мышиного) типа очага здесь описаны в качестве вариантов: степной-балочный тип — для Волгоградской области (Бородин и др., 1957; Бородин и др., 1965), степной-мелкогорный — для Чечено-Ингушетии (Митрофанов и др., 1965), степной равнинный,— характерный для Ставрополья (Зайцев, 1965) и северо-западных районов Краснодарского края, смежных с Ростовской областью (Стриханова и др., 1965).
Со стороны медицинских зоологов европейской части страны необходимо специальное внимание к этой проблеме. Выявление на зоолого-эпизоотологической основе местных вариантов луго-полевого и степного типов сделает возможным и последующее более дробное ландшафтно-эпидемиологическое районирование территории. При этом приходится учитывать, что на территории распространения луго-полевого (полевочьего) и степного (мышиного) типов имеется очень большое разнообразие и сочетание различных очаговых ландшафтов. Эти ландшафты и составляют объект для дробного медико-географического анализа данного типа очага.