Исследованиями, проведенными в основном в последние 25 лет, были установлены существенные различия очагов туляремии в разных географических зонах и ландшафтах.
В последних несходны биоценозы, ответственные за циркуляцию в природе возбудителя, различен характер эпизоотологического проявления природного очага. От ландшафтных особенностей зависит также и специфика хозяйственного использования территории, формы контакта людей с очагами,и, как следствие этого, эпидемиологические особенности очагов. Разработка этого вопроса позволила выделить на территории страны ландшафтные типы очагов и их варианты и соответственно с этим дифференцировать меры профилактики болезни и оздоровления местности (Максимов, 1946, 1947, 1960).
Это направление в изучении природноочаговых болезней получило наименование ландшафтной типизации очагов. Принципы ландшафтной типизации, первоначально разработанные из природноочаговых инфекций в отношении туляремии, широко используются в настоящее время и при изучении других очаговых болезней.
Особенно широко эта проблема продолжает разрабатываться в отношении туляремии. В печати сейчас не появляется, пожалуй, ни одной статьи, посвященной краевой эпидемиологии туляремии, в которой бы эти очаги не классифицировались в ландшафтно-типологическом направлении. На этом уровне исследований накоплен уже большой опыт, касающийся значительной части ареала туляремийной инфекции.
Проблема ландшафтной типизации разрабатывается в настоящее время в нескольких направлениях. Помимо описания новых типов очагов и их местных вариантов, предпринимаются попытки и более дробного ландшафтно-эпидемиологического районирования территории. Одновременно ведутся исследования по микроочаговости туляремии; под этим понимается выявление элементарных очагов, их классификация и характеристика.
Указанные направления исследований, основанные на идее ландшафтной типизации очагов, однако, не всегда используют достаточно последовательно ее принципы. В связи с этим есть необходимость в дополнительном обсуждении этих принципов и в выяснении соотношения между ландшафтной типизацией очагов, медико-географическим районированием территории и проблемой микроочаговости.