По Биттнеру, начальный катарральный процесс развивается в тяжелый десквамативный и экссудативный процесс, с образованием конкрементов.
Действительно, канал яйцевода обычно заполнен различного рода воспалительными продуктами. Прежде всего стенки яйцевода покрыты густой сметанообразной жидкостью (похожей, по авторам, на известковое молоко), перемешанной с беловатыми частицами белка жидкого или полутвердого; в этом смешанном экссудате, под микроскопом видно множество яиц паразита в виде овальных окончатых телец.
Затем в яйцеводе находятся различной формы и консистенции продукты деформации яйца: студенистые желеобразные глыбки белка, куски затвердевшего желтка, иногда в форме листовидных сложных образований, вроде луковицы, на которой отпечатались складки слизистой оболочки; иногда затвердевшие белок и желток образуют один сплошной колбасовидный кусок; в нижней части яйцевода обычно находим так называемые яичные псевдо-конкременты, т. е. яичную скорлупу, свернутую в прихотливые формы — в виде сморщенной груши, причудливо-извитой трубки, змеевидного или лентовидного шнура, уродливого хвостатого яйца.
Вследствие наличия таких конкрементов скорлуповая камера яйцевода обычно растянута сверх меры в грушевидную пли неправильную форму; иногда давление бывает столь велико, что стенка яйцевода утончается до толщины 1,5 мм (до толщины бумаги, по Hieronymi), причем все складки исчезают (Bittner). Такое напряжение стенок ведет иногда к разрыву яйцевода. В одном случае (см. выше — вскрытие второй курицы) был констатирован разрыв яйцевода. У другой курицы, найден разрыв яйцевода, из которого часть содержимого вылилась в брюшную полость; при этом стенка кишок также оказалась разорванной, и содержимое кишок и яйцевода смешалось в один общий твердый суховатый ком, состоящий из белка, желтка и воспалительных продуктов; петли кишок и яйцевода настолько плотно склеились своими серозами, что казались сросшимися.