pitbul-zaprygnul-vverh-pochti-na-45-metra-po-vertikalnoj-stene Посмотрите видео как питбуль допрыгнул до предмета на высоте 14 футов (4, 27 метра)! Если бы проводилась собачья Олимпиада, то этот питбуль...
morskaja-svinka-pigi-zhelaet-vsem-schastlivogo-dnja-svjatogo-patrika С днем Святого Патрика ВСЕХ! И ирландцев и не только ирландцев!
ryba-igla Родиной уникальной пресноводной рыбы-иглы является Индия, Цейлон, Бирма, Тайланд, Малайский полуостров. Достигают 38 см в длину. Принадлежит к...
botsija-kloun Считается, что рыбка боция-клоун (Botia macracantha) появилась в середине XIX века. О данном виде впервые упомянул Питер Бликер (голландский...
gjurza Гюрза (Vipera lebetina) – крупная змея, которая имеет притупленную морду и резко выступающие височные углы головы. Сверху голова змеи...

Сезонные миграции и заходы гренландских китов

Миграции отдельных популяций гренландских китов известны довольно схематично.

Киты берингово-чукотской популяции зимуют в северной и восточной частях Берингова моря. В некоторых местах чукотского побережья в течение всей зимы сохраняются "окна" чистой воды различного размера. Самая крупная постоянная полынья занимает большую акваторию в северной части Анадырского залива, протянувшись от входа в залив Креста на западе до мыса Столетия (вблизи сел. Сиреники) на востоке, получившая название Сирениковская полынья. Наличие постоянного громадного поля открытой воды формирует в этом районе своеобразный микроклимат, обусловливающий концентрацию сотен тысяч зимующих здесь птиц (гаги, чайки, моевки, бакланы и др.) ластоногих (моржи и тюлени) и китов. В этой полынье в течение всей зимы держится небольшое стадо гренландских китов, которые частично и размножаются в этом районе. Наибольшее количество детенышей появляется здесь в конце марта—начале апреля. Длина тела детенышей 5—7 м. Отдельные сосунки наблюдаются здесь и в мае. В полынье киты ведут себя очень активно, перемещаются по водоему, в мелководных местах собираются группами. Иногда на расстоянии 100—200 м от берега наблюдают пары играющих китов.

Кроме Большой Сирениковской полыньи, у берегов Чукотского полуострова существует много других "окон" открытой воды разного размера, расположенных у мысов Чаплино, Кригунгун, у о-ва Аракамчечен и некоторых других местах, вплоть до берегов Берингова пролива. Вероятно, они тоже могут служить местами зимовки небольших стад.

В районы Сиреники и Чаплино весной приходят- первые серые киты, следующие вдоль Поперечного течения от Алеутских островов. С начала мая и затем в течение всего этого месяца, когда Анадырский залив и пролив Беринга еще забиты льдом, здесь одновременно можно наблюдать и гренландских, и серых китов (Bogoslovskaya, Votxogov, 1981).

Основная часть берингово-чукотской популяции зимой держится в водах юго-восточной и юго-западной оконечностей о-ва Св. Лаврентия, откуда и начинаются их весенние миграции. Уже в середине апреля (а иногда и раньше) отмечаются перемещения китов от залива Креста, вдоль северных берегов Анадырского залива, северо-западного побережья Берингова моря, а затем и Берингова пролива. В это время китов наблюдают жители всех прибрежных селений, вплоть до Наукана, расположенного на восточной оконечности Чукотского полуострова. Полагают, что часть китов, зимовавших вблизи о-ва Св. Лаврентия, ранней весной подходят в район Сирениковской полыньи и затем следуют вместе с зимовавшими здесь китами вдоль побережья Чукотки к северу. В полынье против пос. Сиреники 12 апреля 1980 г. появилась группа мигрирующих китов, в количестве около 30 голов, которые оставались здесь около 2 сут. Животные были очень спокойны, и охотники на байдарках подходили к ним почти вплотную. Наибольшее количество детенышей появляется здесь в конце марта—начале апреля, но иногда самок с детенышами наблюдают и в мае.

Мигрирующие киты нередко проходят мимо береговых селений на расстоянии 100—200 м от берега, что облегчает наблюдения и подсчет мигрирующих животных. Достигнув мыса Дежнева, киты выходят в Чукотское море, где широко распространяются к северо-западу, достигая границ Чукотского моря, и изредка появляются в прилегающих водах Восточно-Сибирского моря. В 1976 г. киты были замечены вблизи о-ва Айон. Есть сведения, что в середине XIX столетия гренландские киты часто встречались у мыса Шелагского и Большого Баранова. Быть может, в те времена берингово-чукотская популяция гренландских китов летом занимала более широкий ареал, включая прилегающую часть Восточно-Сибирского моря.

На севере киты достигают вод островов Врангеля и Геральд. В 1979 г. между этими островами было замечено 12 китов. Иногда их наблюдали и жители о-ва Врангеля.

Миграции происходят как бы отдельными волнами. Состав отдельных групп, мигрирующих в разное время, не определен. Миграция длится около 2 мес, в Сирениковской полынье китов иногда наблюдали до июня. В 1980 г. уже в начале мая (а затем и в течение всего этого месяца) двигавшихся к северо-западу китов наблюдали на выходе из Берингова пролива в Чукотское море. Киты шли по широкой полосе чистой воды, располагавшейся на расстоянии 2—3 км от берега, между неподвижным береговым припаем и кромкой дрейфующих паковых льдов (Берзин, Вотрогов, 1978; Bogoslovskaya et al., 1982).

Считается, что большая часть зимующих в Беринговом море гренландских китов мигрирует на поля нагула в море Бофорта. В этом случае киты, пройдя восточной стороной Берингова пролива, поворачиваются на восток и двигаются вдоль северного побережья Аляски. Здесь киты также идут по узкой полосе чистой воды между неподвижным береговым припаем и дрейфующим паковым льдом. Видимо, миграции у берегов Аляски начинаются раньше и происходят быстрее, чем у берегов Чукотского полуострова. В 1978 г. массовое передвижение китов вблизи о-ва Св. Лаврентия (Гембелл) отмечено с 14 по 21 апреля, а затем 2 мая. Вблизи мыса Хоп киты шли 1—3 мая, у мыса Барроу — от 29 апреля по 2 мая. (В этот год в районе Сирениковской полыньи большой подход китов был отмечен на месяц позже, чем в водах Гембелл на о-ве Св. Лаврентия, — около 25 мая). Обычно в восточной части Берингова пролива  китов встречают уже в конце марта или в начале апреля, а в районе мыса Барроу их наблюдают (в зависимости от ледовой обстановки) в конце апреля—начале мая. Во время воздушной разведки тюленей в 1982 г. в водах Барроу китов наблюдали даже 31 марта и затем 11 апреля. При наблюдении с берега первый кит был здесь замечен 26 апреля (Dronenburg et al., 1982).

В 1981 г. наблюдались две волны (фазы) миграции гренландских китов мимо мыса Барроу: первая с 11 апреля по 3 мая, вторая с 19 мая по 2 июня. По наблюдениям с воздуха, в период с 6 по 21 мая до 95% мигрировавших китов проходили в пределах 5 км от края берегового припая и не далее 7 км. В середине мая киты могут быть встречены уже в водах Канадской Арктики — вблизи р. Маккензи, о-ва Банкс и даже у залива Амундсена.

В период с 15 апреля по 30 мая в водах мыса Барроу обычно проводится учет популяции китов, которая на летние месяцы мигрирует в море Бофорта. В 1982 г. учет проводился с 17 апреля по 4 июня. Полагают, что в период миграции гренландские киты образуют различные по полу и возрасту группы. Первыми в этот район в апреле приходят более мелкие молодые киты, а с середины мая до половины июня — старые самки с детенышами.

В конце августа —начале сентября начинаются осенние (обратные) миграции на юг к местам зимовки (Bogoslovskaya et al., 1982). Осенью киты появляются вблизи берегов в большей части мест чукотского побережья, чем при весенных миграциях.

На исходе лета известны отдельные случаи появления китов даже вблизи о-ва Айон в Восточно-Сибирском море. Так, в августе 1976 г. два кита были замечены в этом районе в 600—800 км от берега, а мертвый детеныш был обнаружен в Малом Чаунском проливе. В это же время группы китов численностью от 2—3 до 10 голов подходят к мысу Биллингса, а осенью 1977 г. вблизи селения был обнаружен мертвый взрослый кит. В конце августа —начале сентября животные регулярно появляются вблизи мыса Шмидта, где в первой половине октября 1970 г. среди льдов наблюдали окло 60 китов. В конце лета и осенью киты постоянно находились западнее мыса Ванкарем и в ближайших водах (в октябре 1970 г. дважды было замечено приблизительно по 60 китов). В конце октября —начале ноября киты наблюдаются у мыса Сердце-Камень, где отмечается их продвижение в направлении Уэлена, расположенного у входа в Берингов пролив. В это время у Ванкарема и Сердце-Камень отмечались основные концентрации мигрирующих китов. Полагают, что осенняя миграция происходит в несколько этапов: Так, в 1980 г. первая фаза миграции отмечалась в двадцатых числах сентября, вторая — в конце первой —начале второй декады октября. Последнюю составляли киты, мигрировавшие вместе с наступающими льдами, что происходило в конце октября —начале ноября. В 1977 г. волна мигрирующих китов наблюдалась в районе Уэлена (северная оконечность Берингова пролива) с 4 по 12 ноября. В это же время много мигрировавших китов было отмечено в районе Сиреники, т.е. на выходе из пролива в Берингово море (в первой половине ноября, особенно между 7 и 10 ноября). Вторая волна миграции достигла Сиреники в конце ноября. Видимо, это были те киты, которые наблюдались в водах Уэлена в первой половине ноября.

Вдоль северного побережья Чукотки киты идут на расстоянии в среднем 6—9 км от берегов. Затем они проходят вдоль берегов Берингова пролива к югу и достигают северо-западные части Берингова моря, где встречаются на большой акватории, вплоть до входа в залив Креста, т.е. в том же районе, где они наблюдались в период весенней миграции. Отдельные киты иногда заходят и в бухту Провидения.

Берегов Берингова моря мигрирующие животные достигают в конце октября— начале ноября и двигаются на юг (Bogoslovskaya et al., 1982; Kibal chich et al., 1986). Затем часть китов поворачивает на запад и проводит зиму в Сирениковской полынье, а большая часть двигается на юг и юго-восток в район острова Св. Лаврентия (Braham et al., 1980).

Быть может, различные сроки миграции обусловливаются существованием половой и возрастной сегрегации китов в этот период, что требует детальных исследований. Осенние миграции протекают в более короткие сроки, чем весенние, что в некоторой степени определяется и сроками наступления льдов.

В районе Большой Сирениковской полыньи и в других более мелких разводьях у побережья Чукотки некоторая часть популяции проводит зиму. Здесь, кроме взрослых китов, в конце марта—начале апреля наблюдают и детенышей. В 1981 г. первый детеныш был замечен 16 марта вблизи пос. Сиреники. Перед началом весенней миграции здесь 12 апреля 1980 г. наблюдали семь крупных китов с детенышами, а к вечеру того же дня их было уже 30 (взрослые и детеныши), они оставались в полынье до 14 апреля.

Другая часть мигрирующих китов уходит к югу и юго-западу в направлении о-ва Св. Лаврентия, где есть большие непостоянные полыньи, перемежающиеся с ледовыми перемычками и дрейфующим льдом (не представляющие, однако, серьезного препятствия для китов).

В районе мыса Барроу киты летом почти не наблюдаются, вероятно, в это время они держатся вдали от берегов, отходя к северу вслед за перемещающейся кромкой паковых льдов. У берегов киты снова появляются лишь в середине-конце августа (с началом осенних миграций) и задерживаются здесь до конца сентября или даже до середины октября (Maher, Wilmoysky, 1963). В октябре-ноябре киты перемещаются сначала в воды восточной части Берингова пролива, а затем достигают и района своего зимнего обитания. Осенние миграции протекают на большем удалении от берегов, чем весенние (Томилин, 1957; Берзин, Вотрогов, 1978; Дорошенко, 1982; Bogoslovskaya et al., 1982; Marquette et al., 1982).

Где зимуют гренландские киты Охотского моря, неизвестно, Предполагают, что они проводят зиму у кромки льда Курильских островов, Западной Камчатки и, возможно, Северной Японии (Berzin, Doroshenko, 1982).

Область зимовки китов шпицбергенской популяции не установлена. Предполагают, что они проводят зиму в зоне плавучих льдов к востоку от южной части Гренландии. В связи со значительным изменением положения кромки льда в отдельные годы места зимовки китов также могут сильно меняться. Отмечено, что в марте-апреле киты появляются в водах Исландии и о-ва Ян-Майен, причем подходят они сюда с юго-запада. Отсюда киты проходят в воды Шпицбергена, где задерживаются иногда до конца июня в ожидании разрежения льдов. Отсюда часть китов, видимо, распространяется на северную часть Баренцева моря. К этой группе, вероятно, относились те животные, которые во времена их большой численности появлялись даже в Карском море. Однако большая часть гренландских китов от Шпицбергена направляется к восточным берегам Гренландии, где животные в некоторые годы появляются уже в середине июня. Отсюда, по мере отступления паковых льдов, киты проходят дальше к северо-западу от Шпицбергена. В конце лета и в начале осени отмечается обратное движение китов к югу, причем теперь они идут вдоль восточных берегов Гренландии. Остаются неустановленными сроки и пути возвращения на зимовку китов, проводящих лето в Баренцевом море. Южная граница летнего распределения китов зависит от расположения кромки полярных льдов (Виноградов, 1949).

Киты западно-гренландской популяции проводят зиму, видимо, вблизи кромки льдов, располагающейся несколько южнее Девисова и Гудзонова проливов. С ранней весны (апрель-май) до середины июня группы китов держатся вблизи входа в Гудзонов залив (61—62° с.ш.), по мере отступления льда перемещаются по Девисову проливу. От общего стада отделяются самцы, которые проходят к северу вдоль западных берегов Гренландии до о-ва Диско, поворачивают к западу, приближаясь к берегам Баффиновой Земли. Здесь самцы соединяются с группой самок с детенышами, поднимающимися на север по западной части Девисова пролива. После разряжения льдов часть этих китов проходит в пролив Ланкастер и некоторые другие проливы Канадского архипелага, в то время как другая часть движется по морю Баффина еще дальше на север и в июле-августе достигают 75—78° с.ш. В этом районе киты проводят летние месяцы, вплоть до образования нового льда.

Осенние миграции китов этой популяции проходят двумя путями. Самки перед уходом на юг вновь отделяются от стада и, двигаясь вдоль западных берегов Девисова пролива, в середине октября достигают залива Хом на восточном берегу Баффиновой Земли. По мере наступления льдов киты проходят в залив Кемберленд и далее к югу. Остальная часть стада в сентябре появляется у западных берегов Гренландии в районе 72—73° с.ш., в ноябре-декабре спускаются к югу до залива Диско или еще южнее, до Суккертоппена (62°25 с.ш.), в зависимости от движения и состояния льдов. В этих водах киты проводят зиму. Самки с детенышами, проведшие летние месяцы в многочисленных проливах Канадского архипелага, через Бассейн Фокс проникают в Гудзонов залив и, пройдя Гудзоновым проливом, перемещаются в обычные районы зимовки (Виноградов, 1949).

В прежние времена большой численности отмечались отдельные заходы гренландских китов за пределы современного ареала. Есть указания, что этих китов наблюдали в водах Англии. У берегов Новой Земли они были обычны, и там их регулярно промышляли (Лепехин, 1805). Остатки гренландских китов найдены на островах Вайгач и Шокальского и в Тазовской губе. В августе 1980 г. хвостовой плавник, куски черепа и позвонка гренландского кита найдены на восточном берегу п-ова Ямал. Размах хвостового плавника достигал 4 м. Вероятно, это был молодой кит длиной около 12 м. Он погиб в Обской губе не более чем 20 лет назад. В 30-х годах в Обской губе были найдены остатки трех других китов. В 1949 г. в 30 км южнее пролива Маточкин Шар на Новой Земле нашли скелет гренландского кита. Возможно, во времена большой численности эти киты появлялись в Обской губе регулярно.

Мертвых китов дважды находили в Восточно-Сибирском море. Один из них в 1928 г. был прибит к берегу о-ва Новая Сибирь, а другого в 1943 г. выбросило на берег в 200 км к западу от устья р. Колымы. Первый принадлежал к берингово-чукотской популяции, так как в нем был обнаружен гарпун американского производства. Второй кит, вероятно, также принадлежал к этой популяции. Летом 1976 г. среди льдов Малом Чаунском проливе был найден погибший детеныш гренландского кита, а в 1977 г. вблизи селения на мысе Биллингса был обнаружен труп взрослого кита (Томилин, 1957; Васильчук, Яблоков, 1981; Bogoslovskaya et al., 1982).

Молодой самец гренландского кита (вероятно, детеныш) длиной 640 см 23 июня 1969 г. был пойман в заливе Осака (33°28' с.ш.) на тихоокеанском побережье Японии, но через 20 ч после поимки погиб. Никаких накожных паразитов на нем не найдено (Nishiwaki, Kasuya, 1970). Полагают, что этот "заблудившийся" кит прошел вдоль восточного берега о-ва Хонсю. Возможно, он принадлежал к популяции полярных китов Охотского моря, откуда и прошел далеко к югу.

Мнение о былом циркумполярном распространении гренландских китов не подтверждается. В море Лаптевых, в западной части Восточно-Сибирского моря и в северной части Канадского архипелага полярные киты не встречаются, что позволяет признать достаточную изолированность четырех популяций китов и во времена их высокой численности. Однако находки меченых гарпунов показывают, что отдельные переходы китов из Северной Атлантики в Северную Пацифику (и обратно), как исключение, могли происходить.

Еще интересные статьи по теме:
Враги, болезни, паразиты, смертность, конкуренты серого кита
Как и для других китов, врагом малых полосатиков считается косатка. Анализ содержимого желудков к
Питание сейвалов
Тонкая волосовидная бахрома китового уса свидетельствует о том, что этот кит питается преимуществ
Численность финвалов
В экваториальных водах более редок, в умеренных и холодных обычен. В Южном полушарии более многоч
Сезонные миграции и заходы финвалов
Миграционные пути финвалов как в Северном, так и в Южном полушарии недостаточно ясны. Известна ли
Враги, болезни, паразиты, смертность, конкуренты южного кита
Возможным врагом южного кита может быть только косатка. Болезни и смертность этих китов не изучен
Практическое значение голубого кита
В начале 30-х годов XX в. голубые киты составляли более 70% общей добычи китов в Антарктике. Зате