Мастер превращений. У гигантской каракатицы под кожей расположено множество пигментных клеток, позволяющих мгновенно изменять окраску.
Очень эффективную маскировку обеспечивает способность менять окраску, чтобы при движении тело сливалось с окружающей средой. Этот способ весьма развит у каракатиц. У них под кожей имеются хроматофоры - эластичные клетки, наполненные пигментом, которые окружены мышцами и соединены нервами с клетками головного мозга. При сокращении мышц эти клетки растягиваются, при расслаблении - принимают прежние размеры, в результате чего мгновенно изменяется цвет кожи. Таким образом, взрослая каракатица может незаметно перемещаться в воде, а молодая -лежать на дне, неразличимая на фоне гальки.
У многих рыб имеется защитная окраска, маскирующая очертания тела: брюшная сторона светлая, а спинная темная, так что и снизу, на фоне светлой поверхности, и сверху, на фоне темного дна, рыбу не видно. Однако при поворотах животное выдает серебряный блеск. А вот каракатица, переворачиваясь, изменяет окраску боков - один становится светлым, другой темным, и наоборот.
У исключительной красоты рыбки императорского ангела, обитающего в коралловых рифах, имеются хроматофоры, позволяющие изменять пятнистую расцветку чешуи, так что эту яркую рыбу трудно заметить в игре света и тени среди водорослей и губок.
Пауки-крабы тоже используют хроматофоры, чтобы гармонировать с цветом лепестков, на которых они сидят. Одним из детских опытов писателя-натуралиста Джералда Даррелла был следующий. Он пересаживал паука-краба с красной розы на белую и наблюдал, как паук постепенно бледнел, «словно эта перемена отнимала у него силы; дня через два среди белых лепестков он уже выглядел как жемчужинка».