Спасительный канал. Самец лягушки-быка (вверху), если головастикам не хватает воды, задними ногами прорывает канал, по которому они могут попасть в основной водоем.
Главное - доставить головастиков к воде. Самец древолаза на спине перетаскивает новорожденных головастиков к воде. На яд, вырабатываемый его кожей, у них есть иммунитет.
Самцы африканской лягушки-быка охраняют свою икру и головастиков, но применяемый ими способ требует значительной предусмотрительности.
Эти лягушки спариваются и откладывают икру во временные водоемы, создаваемые обильными, но довольно нерегулярными летними дождями. В жару эти водоемы быстро усыхают, и головастики барахтаются в мелких остающихся по краям лужицах. Если лужицы совершенно высохнут, головастики погибнут. Но приземистые, крепко сбитые самцы, достигающие 23 см в длину, оказываются хорошо подготовленными к борьбе с подобными трудностями. Когда головастики оказываются в ловушке, из которой постепенно испаряется вода, отцы приступают к своим обязанностям: сильными задними ногами они начинают рыть отводные каналы - маленькие протоки, по которым головастики добираются до основного водоема.
Южноамериканские полосатогрудые древолазы тоже примерные отцы. Эти лягушки вырабатывают такой сильный яд, что индейцы чако смазывают им наконечники стрел.
Самец древолаза стоит в карауле над икрой, отложенной самкой на какой-нибудь лист или клочок земли. Как только из икры появляются головастики, они тут же забираются на спину к отцу, приклеиваясь к ней толстым слоем липкой слизи. Отец доставляет своих потомков к ближайшему водоему и там выпускает, чтобы они могли развиваться дальше.
Самка обитающей в Австралии сумчатой квакши откладывает икру на влажные листья или в мох и уходит со сцены. А к тому времени, когда должно начаться вылупление, появляется самец и, похлопывая и подталкивая головастиков, заставляет их забраться в имеющиеся у него на боках карманы. Там, под защитой его ядовитой кожи, им предстоит развиваться дальше, пока они не превратятся в маленьких лягушат.