phaneropsolus-philanderi-caballero-et-grocott-1952 Хозяин: опоссум — Philander laniger pallidus. Локализация: тонкая кишка. Место обнаружения: Центральная Америка (Панама). ...
phaneropsolus-oviformis-poirier-1886 Синонимы: Distomum oviforme Poirier, 1886; Phaneropsolus bonnei Lie-Kian-Joe, 1951; Ph. simiae Yamaguti, 1954; Primatotrema macacae Premvati, 1958;...
phaneropsolus-orbicularis-diesing-1850 Синоним: Distoma orbiculare Diesing, 1850. Хозяева: обезьяны — Saimiri sciurens, S. verstedi, Nyctipithecus trivirgatus. Лок...
phaneropsolus-longipenis-looss-1899 Хозяин: обезьяна, вид неизвестен. Локализация: средняя кишка. Место обнаружения: ОАР. Описание вида (по Looss, 1899). Тело разме...
phaneropsolus-lakdivensis-fernando-1933 Хозяин: лори — Loris tardigradus. Локализация: тонкая кишка. Место обнаружения: Цейлон. Описание вида (по Fernando, 1933)....

Постановка задачи

Постановка задачи

Экология (как биологическая наука) изучает связь живых организмов с окружающим их миром. Для этого мир (довольно грубо) подразделяется на факторы — силы, каждая из которых действует на живность как будто сама по себе. Для зообентоса (животных, обитающих на дне водоемов) существенными факторами считаются: соленость, тип донного грунта (субстрата), течение, глубина.. .и еще много чего. Каждому виду животных для нормального существования нужна своя комбинация этих факторов, самих видов бентоса — многие сотни, факторы среды, на самом деле, взаимодействуют между собой, а виды (то есть животные) — между собой. Осознав все эти моменты, иной раз хочется опустить руки. Да, жизнь очень сложна — но именно это и делает изучение жизни наукой, в отличие от забивания гвоздей и коллекционирования марок (занятий почтенных, но в другом жанре). К слову сказать, разнообразие сообществ пресноводного бентоса (особенно в малых водоемах) до сих пор нашей наукой изучено слабо — не только у Вас опускались руки при виде всей сложности жизни.

Тем не менее, классическая задача по экологии бентоса на старте выглядит очень просто — сравнить фауну (видовой состав животных) в разных местах, описать их отличия и объяснить, какие факторы эти отличия вызывают. Потом можно переходить к обобщениям о влиянии того или иного фактора на бентос вообще. Для выполнения задачи нужно: уметь собирать и определять сам бентос; иметь понятие об основных факторах жизни в воде и уметь их описывать в конкретном месте; действовать активно и немного мыслить логически; иметь для всего этого время и кое-какое оборудование.

Существует два основных пути выполнения подобных работ. Первый — от науки: ставим задачу (выяснить влияние того или иного фактора на конкретной серии объектов) и выполняем ее (отбираем и разбираем пробы). Этот путь оптимален (позволяет качественно выполнить задачу при минимальном количестве собираемого материала), но ставит исследователя изначально в очень жесткие рамки (почти как при экспериментах в физике). Важно помнить две вещи.

1: Если мы изучаем один или два фактора, то все сравниваемые пробы должны отличаться по этим факторам, но быть схожими по другим условиям жизни. Например, изучая влияние скорости течения, мы должны брать пробы на одном типе грунта (скажем, камнях) и в речках одного размера (или в одной и той же реке). Иначе трудно будет разобраться, какой из факторов на что влияет.

2: По каждому значению фактора (скажем, по быстрому течению) должно быть собрано несколько проб (хотя бы 3-5), чтобы избавиться от возможных случайных экологических причин (факторов, которые мы не замечаем или не учитываем). Чем больше проб с одинаковых мест — тем точнее опыт, и тем меньше сказывается влияние других факторов.

Второй путь — натуралистический. Вы собираете в разных местах животных (например, Вам это нравится), наблюдаете за ними, складываете их из разных мест в разные баночки (потому что слышали, что так принято) и записываете впечатления от мест. А потом вдруг решаете, что хорошо бы обобщить полученные результаты и сделать из них какую-то научную работу. И уже теперь, задним числом, подбираете задачу под свои данные: какие факторы изменялись, какие — нет, и что можно установить по всей этой разношерстной серии проб. Звучит издевательски, но факт: если материала много, и он собран качественно, то какие-то научные задачи на нем можно решить всегда. Но и интеллектуальных, и механических усилий при такой системе работы требуется в несколько раз больше.

Еще интересные статьи по теме:
Советы преподавателю
Советы преподавателю Используя рисунок как средство обучения, преподаватель должен руководств
Сбор материала и принципы работы с ним.
Сбор материала и принципы работы с ним. Основной метод получения научных выводов — срав
Правила поведения на воде
Правила поведения на воде 1. Требования руководителей относительно купания (дальность за
Зачем нужно рисовать объекты
Зачем нужно рисовать объекты Важная роль на практических занятиях по зоологии всегда отводитс
Наземные брюхоногие моллюски Подмосковья
Наземные брюхоногие моллюски Подмосковья Наземные улитки (как видно из названия группы) в вод
Факторы жизни в воде, важные для зообентоса
Факторы жизни в воде, важные для зообентоса Соленость. Это концентрация в воде минеральных со