phaneropsolus-philanderi-caballero-et-grocott-1952 Хозяин: опоссум — Philander laniger pallidus. Локализация: тонкая кишка. Место обнаружения: Центральная Америка...
phaneropsolus-oviformis-poirier-1886 Синонимы: Distomum oviforme Poirier, 1886; Phaneropsolus bonnei Lie-Kian-Joe, 1951; Ph. simiae Yamaguti, 1954; Primatotrema macacae Premvati,...
phaneropsolus-orbicularis-diesing-1850 Синоним: Distoma orbiculare Diesing, 1850. Хозяева: обезьяны — Saimiri sciurens, S. verstedi, Nyctipithecus...
phaneropsolus-longipenis-looss-1899 Хозяин: обезьяна, вид неизвестен. Локализация: средняя кишка. Место обнаружения: ОАР. Описание вида (по Looss, 1899). Тело...
phaneropsolus-lakdivensis-fernando-1933 Хозяин: лори — Loris tardigradus. Локализация: тонкая кишка. Место обнаружения: Цейлон. Описание вида (по Fernando,...
phaneropsolus-alternans-capron-deblock-et-brygoo-1961 Хозяева: хамелеоны — Chamaeleon lateralis, Ch. guentheri, Ch. oustaleti, Ch. pardalis, Ch. parsonii, Ch. verrucosus. Локализация:...
phaneropsolus-micrococcus-rudolphi-1819 Синонимы: Distomum micrococcum Rudolphi, 1819; Phaneropsolus sigmoideus Looss, 1899. Хозяева: птицы — Glareola austriaca,...
tablitsa-dlja-opredelenija-vidov-roda-phaneropsolus Паразиты кишечника рептилий, птиц и млекопитающих. Распространение: тропическая или субтропическая зоны земного шара — Южная...
opisanie-roda-phaneropsolus Имеющиеся между этими видами незначительные различия укладываются в рамки внутривидовой изменчивости. Напротив, Ph. lakdivensis и Ph. oviformis...
rod-phaneropsolus-looss-1899 Синоним: Primatotrema Premvati, 1958 Историческая справка Род Phaneropsolus был создан в 1899 г. Лооссом (Looss) для описанных им...

Подготовительный период в исследовательской работе.

Подготовительный период в исследовательской работе.

Обычно в исследовательской работе 1/3 времени занимает правильная формулировка темы и цели работы, и выбор или отработка методики проведения исследования; 1/3 затрачивается на сбор материала во время наблюдений или при проведения опытов; и не менее 1/3 времени уходит на обработку материала, его анализ и обобщение, написание текста работы.

Поэтому, в подготовительный период рекомендуется не только выбрать тему для исследования и сформулировать его задачи, но и собрать как можно больше информации о предмете изучения путем знакомства с литературой или обсуждения темы со специалистами. Всякому исследованию должно предшествовать возможно полное изучение вопроса по литературным, опросным или любым другим данным.

Важнейшее основание для выбора темы исследования — наличие какого-либо противоречия, или отсутствие объективных данных. Разработка научной темы представляет собой разрешение противоречия, ведущее к развитию наших умений и к получению новых знаний.

Успех любой работы в первую очередь зависит от того, насколько ясно сформулирована цель исследования и его задачи. Цель работы должна быть конкретной, четко сформулированной, чтобы ясно выделить вопрос, на который мы хотим получить ответ. Нельзя, например, наблюдать за водными беспозвоночными вообще, но можно выяснить, к примеру, какие виды водных ракообразных или моллюсков водятся в конкретном пруду.

Кроме этого цель должна быть доступна для конкретного исследователя. «Гигантизм» в выборе темы и цели исследования — наиболее распространенная ошибка начинающих исследователей. Как пример, остановимся на предполагаемом исследовании — «Водные беспозвоночные Тверской области». Данная тема подразумевает работу большого коллектива исследователей, которые в различные сезоны года, в течение ряда лет, должны объехать большинство водоемов области для сбора материала. Если же предполагается изучить водоемы окрестностей какого-либо населенного пункта в течение нескольких дней, то название темы явно не будет отражать характера проводимой работы. Кроме этого данная тема подразумевает изучение большого аспекта возможных задач, как изучение видового состава различных систематических групп, их экологических особенностей, мест обитания и др. А изучение, например, видового состава и мест обитания водных моллюсков и насекомых, не даст достаточного объема материала, чтобы ответить на главный вопрос, подразумеваемый в приведенном исследовании — выяснить все, касающееся видового состава и особенностей распространения всех групп водных беспозвоночных Тверской области.

Формулировка задач исследования тоже довольно сложное и трудоемкое занятие.

При их постановке исследователь должен четко сформулировать для чего делалась работа, что надо было наблюдать и выяснить, что хотелось бы узнать. Вопросы, которые ставятся в задачах, должны быть четкими и предполагать однозначный ответ. Условно можно подразделить возможные задачи (по задаваемым вопросам) на следующие типы (по Г.М.Длусскому и А.П.Букину, 1986, с изменениями):

1. Количественные задачи (отвечающие на вопрос «Сколько?»).

Пример: «Выяснить, сколько времени живет губка?».

2. Количественные задачи на выявление связей между явлениями («Какова связь?»).

Пример: «Выявить связь между распределением зоопланктона и растительностью водоема?».

3. Качественные задачи (отвечающие на вопрос «Есть ли?»).

Пример: «Установить, зависит ли количество видов водных ракообразных от температуры воды в водоеме?».

4. Функциональные задачи (отвечающие на вопросы «Для чего?» или «Зачем?»).

Пример: «Изучить, для чего паук-серебрянка строит купол под водой?».

5. Задачи на выявление механизмов (отвечающие на вопрос «Как?»).

Пример: «Выяснить, как зависит видовое разнообразие зоопланктона от сезона и времени суток?».

6. Задачи на выявление причин явлений (отвечающие на вопрос «Почему?»).

Пример: «Установить, почему в течение суток изменяется распределение фитопланкто на по акватории водоема?».

Планирование работы подразумевает также необходимость в выборе методов работы, и в определении методики проведения исследования. Очевидно, что истину дают не предположения, а точно и правильно подобранные факты, и их объяснения. Поэтому очень важна разработка методики сбора этих фактов.

Хорошо продуманный и подобранный метод исследования часто создает основу его успеха.

Установление любых закономерностей начинается со сбора фактов, относящихся к теме исследования. Факты эти могут быть получены из опубликованной литературы и любых других источников. Но первоисточником, а нередко и единственным источником их получения, в биологии служат непосредственные наблюдения в природе, или эксперименты, проводимые в лабораторных условиях.

Сбор научных фактов требует выполнения некоторых, многократно проверенных практикой, правил:

1. Записи наблюдений должны делаться в специальных журналах наблюдений или в полевом дневнике безотлагательно, как бы наблюдатель ни надеялся на свою память. В записях допустимы общепринятые в науке сокращения и условные знаки. В остальном, чтобы избежать путаницы, записи должны быть полными.

2. Всякое исследование должно, по возможности, документироваться не только записями, но и вещественными образцами, служащими для доказательства открытий, для контрольной проверки или для проведения более тщательного исследования в лабораторных условиях. Таковыми являются: гербарий, коллекции добытых животных или следов их жизнедеятельности и др. В последнее время, с развитием фото и видео техники, доказательством может являться и фото или видео изображение.

3. Результаты каждого наблюдения, опыта или эксперимента должны быть воспроизводимыми, т.е. при повторении любого из проведенных экспериментов должны быть получены сходные результаты. Необходимо учитывать, что любой опыт или описание нуждаются в контроле и в повторностях. И если результаты их несколько отличаются, следует оценить их с помощью методов статистики.

4. Полученные результаты должны быть однозначными и не давать возможности различного толкования.

5. Если работа основана на выявлении видового состава обитающих в водоеме беспозвоночных, то это надо делать очень тщательно, чтобы обнаружить и учесть не только массовые, но и редкие виды.

Результаты любой работы зависят от числа проведенных опытов, наблюдений и их обработки. Поэтому, при выборе методики, необходимо оценить, сколько необходимо провести однотипных измерений, наблюдений и т.п., и какие использовать способы обработки первичных данных.

Еще интересные статьи по теме:
Ключ для определения основных групп зоопланктона
Ключ для определения основных групп зоопланктона 1. На теле длинные конечности, состоящие из
Фиксация и хранение проб
Фиксация и хранение проб Для длительного хранения материала пробы помещают в фиксатор —
Определение объектов живой природы
Определение объектов живой природы Я. Я. Харитонов При работе в полевых условиях и при об
Рекомендуемая литература по наземным моллюскам
Рекомендуемая литература по наземным моллюскам (более подробные определители) Лихарев И.М., 1
Особенности сбора и сохранения живого материала
Особенности сбора и сохранения живого материала Многие наблюдения за поведением, размножением
Водные жуки (Coleoptera) — Личинки
Водные жуки (Coleoptera) — Личинки 1. Лапки с 2-мя коготками, ноги длинные............2