phaneropsolus-philanderi-caballero-et-grocott-1952 Хозяин: опоссум — Philander laniger pallidus. Локализация: тонкая кишка. Место обнаружения: Центральная Америка...
phaneropsolus-oviformis-poirier-1886 Синонимы: Distomum oviforme Poirier, 1886; Phaneropsolus bonnei Lie-Kian-Joe, 1951; Ph. simiae Yamaguti, 1954; Primatotrema macacae Premvati,...
phaneropsolus-orbicularis-diesing-1850 Синоним: Distoma orbiculare Diesing, 1850. Хозяева: обезьяны — Saimiri sciurens, S. verstedi, Nyctipithecus...
phaneropsolus-longipenis-looss-1899 Хозяин: обезьяна, вид неизвестен. Локализация: средняя кишка. Место обнаружения: ОАР. Описание вида (по Looss, 1899). Тело...
phaneropsolus-lakdivensis-fernando-1933 Хозяин: лори — Loris tardigradus. Локализация: тонкая кишка. Место обнаружения: Цейлон. Описание вида (по Fernando,...

Правила выполнения школьниками исследовательских работ

Правила выполнения школьниками исследовательских работ

Я. Я. Харитонов

Для начала остановимся на классификации письменных работ учащихся.

На наш взгляд можно выделить следующие группы:

1. «Творческие работы». Сюда можно отнести сочинения, описания на заданную тему, критические заметки и т.п.

Эта группа работ часто встречается в работах естественнонаучного цикла, выполняемая младшими школьниками (например: «Жизнь моей кошки»). Подобные работы не подпадают под понятия учебно-исследовательских или исследовательских работ, если в них отсутствует исследовательский аспект в разработке и представлении материала, и в связи с не научностью изложения.

2. Реферативные работы (литературные обзоры).

Подготовка хорошего литературного обзора по любой теме — задача очень сложная для начинающих. При написании реферата подразумевается, что автор проработает большое количество монографий, сборников и статей, в которых содержится материал по интересующей его теме. Так как для учащихся возможность работы в хороших научных библиотеках ограничена, то обычно при написании реферата используется несколько статей и т.п. имеющихся в наличии у самого учащегося или его руководителя.

Хороший реферат — тоже научная работа. Но если он составлен как простой информационный обзор по теме, и в нем не присутствует анализ и обработка представленного материала, то его нельзя отнести к научной работе. В этом случае он скорее попадет в категорию творческих работ.

Литературный обзор по теме исследования обычно предусматривается в исследовательских работах, как отдельная глава.

3. Отчеты об экспедициях и поездках. В работах этой группы может содержаться интересный фактический материал, собранный в результате прохождения маршрута или проведения наблюдений.

Но собранный материал излагается в виде перечисления увиденного или представляет собой текст, переписанный из дневников походов, без какого-либо обобщения, систематизации и обработки собранных данных.

4. Исследовательские работы. Этот тип работ существенно отличается от описанных выше. В нем содержатся обязательные элементы научного исследования — постановка цели; формулирование задач; выбор методов сбора и обработки фактического материала; проведение наблюдений, опытов и экспериментов; анализ и обсуждение полученного материала, в результате которых исследователь получает ответы на поставленные в задачах вопросы.

Различия же между учебно-исследовательской и исследовательской работами мало существенны и на наш взгляд, они представлены в основном тем, что учебно-исследовательские работы выполняются учащимися под постоянным надзором и контролем со стороны преподавателей, и часто с использованием упрощенных методик сбора и обработки данных, или по некоторому набору последовательных заданий, разработанных с учетом возраста и опыта начинающего исследователя.

Результаты, которые могут получиться в процессе выполнения таких работ, часто известны руководителям заранее. Таким образом эти работы являются как бы упражнением на заданную тему, когда учащийся оттачивает преподнесенные ему умения и знания, необходимые для выполнения, в будущем, самостоятельного исследования.

Исследовательские же работы подразумевают большую самостоятельность учащихся как при выборе методик, так и при обработке собранного материала. Естественно такие работы выполняются школьниками, уже имеющими некоторый опыт исследовательской деятельности, а руководители выступают при этом как консультанты, и, при необходимости, помогают на разных этапах ее выполнения. Для выполнения исследовательских работ требуется хорошая техническая база и организация методически правильного руководства.

К этой же группе можно отнести некоторые курсовые и дипломные работы студентов.

И еще одно отличие. Учебно-исследовательская деятельность подразумевает, в первую очередь ознакомление учащихся с различными методиками выполнения работ, способами сбора, обработки и анализа полученного материала, а так же направлена на выработку умения обобщать данные и формулировать результаты.

При проведении же исследовательских работ подразумевается, что учащийся уже познакомился с основными принципами и методами сбора и обработки данных, освоил их, и в состоянии сам оценить свои возможности в выполнении темы.

Да и результаты, которые могут получиться часто неизвестны даже преподавателям.

Еще интересные статьи по теме:
Сетчатокрылые (Neuroptera)
Сетчатокрылые (Neuroptera) 1. Тело вытянутое, веретеновидное; жабр на брюшке нет (рис. 13-2).
Советы преподавателю
Советы преподавателю Используя рисунок как средство обучения, преподаватель должен руководств
Подсчет организмов в пробах
Подсчет организмов в пробах Количественные пробы обычно служат для оценки плотности популяции
Советы начинающему рисовальщику
Советы начинающему рисовальщику Правила научного изображения. Главное в научном рисунке &mdas
Этикетирование
Этикетирование Этикетка содержит информацию о месте, времени и условиях взятия пробы. Без эти
Ключ для определения основных групп зоопланктона
Ключ для определения основных групп зоопланктона 1. На теле длинные конечности, состоящие из