phaneropsolus-philanderi-caballero-et-grocott-1952 Хозяин: опоссум — Philander laniger pallidus. Локализация: тонкая кишка. Место обнаружения: Центральная Америка (Панама). ...
phaneropsolus-oviformis-poirier-1886 Синонимы: Distomum oviforme Poirier, 1886; Phaneropsolus bonnei Lie-Kian-Joe, 1951; Ph. simiae Yamaguti, 1954; Primatotrema macacae Premvati, 1958;...
phaneropsolus-orbicularis-diesing-1850 Синоним: Distoma orbiculare Diesing, 1850. Хозяева: обезьяны — Saimiri sciurens, S. verstedi, Nyctipithecus trivirgatus. Лок...
phaneropsolus-longipenis-looss-1899 Хозяин: обезьяна, вид неизвестен. Локализация: средняя кишка. Место обнаружения: ОАР. Описание вида (по Looss, 1899). Тело разме...
phaneropsolus-lakdivensis-fernando-1933 Хозяин: лори — Loris tardigradus. Локализация: тонкая кишка. Место обнаружения: Цейлон. Описание вида (по Fernando, 1933)....
phaneropsolus-alternans-capron-deblock-et-brygoo-1961 Хозяева: хамелеоны — Chamaeleon lateralis, Ch. guentheri, Ch. oustaleti, Ch. pardalis, Ch. parsonii, Ch. verrucosus. Локализация: пе...
phaneropsolus-micrococcus-rudolphi-1819 Синонимы: Distomum micrococcum Rudolphi, 1819; Phaneropsolus sigmoideus Looss, 1899. Хозяева: птицы — Glareola austriaca, Caprimulgu...
tablitsa-dlja-opredelenija-vidov-roda-phaneropsolus Паразиты кишечника рептилий, птиц и млекопитающих. Распространение: тропическая или субтропическая зоны земного шара — Южная Европа,...
opisanie-roda-phaneropsolus Имеющиеся между этими видами незначительные различия укладываются в рамки внутривидовой изменчивости. Напротив, Ph. lakdivensis и Ph. oviformis обл...
rod-phaneropsolus-looss-1899 Синоним: Primatotrema Premvati, 1958 Историческая справка Род Phaneropsolus был создан в 1899 г. Лооссом (Looss) для описанных им вид...
pitbul-zaprygnul-vverh-pochti-na-45-metra-po-vertikalnoj-stene Посмотрите видео как питбуль допрыгнул до предмета на высоте 14 футов (4, 27 метра)! Если бы проводилась собачья Олимпиада, то этот питбуль точ...
morskaja-svinka-pigi-zhelaet-vsem-schastlivogo-dnja-svjatogo-patrika С днем Святого Патрика ВСЕХ! И ирландцев и не только ирландцев!
ryba-igla Родиной уникальной пресноводной рыбы-иглы является Индия, Цейлон, Бирма, Тайланд, Малайский полуостров. Достигают 38 см в длину. Принадлежит к семе...
botsija-kloun Считается, что рыбка боция-клоун (Botia macracantha) появилась в середине XIX века. О данном виде впервые упомянул Питер Бликер (голландский медик,...
gjurza Гюрза (Vipera lebetina) – крупная змея, которая имеет притупленную морду и резко выступающие височные углы головы. Сверху голова змеи покрыта...

Советы начинающему рисовальщику

Советы начинающему рисовальщику

Правила научного изображения. Главное в научном рисунке — его достоверность. Поэтому основной принцип — "рисую то, что вижу". Исключение составляют артефакты (двойное изображение, создаваемое микроскопом при неправильном освещении, пузырьки воздуха и другие посторонние объекты, попавшие на препарат). Достоверность рисунка состоит в соблюдении всех пропорций, в верном изображении деталей, видных при данном увеличении, в точной передаче цвета в случае цветного рисунка.

Особенное внимание следует обращать на линии как элемент графического изображения. Каждая линия на контурном рисунке что-то означает. Например, границы тела животного (или границы клеток на препарате) замкнуты. Линии, обозначающие их на рисунке, должны быть сплошными.

Большинство научных журналов в качестве иллюстраций к научным статьям принимает черно-белые изображения, выполненные в туши и пригодные для воспроизведения типографским способом. Это означает, что на рисунок не накладываются тени путем тонирования (например, размазывания карандаша): элементами рисунка могут быть только точки и линии. С помощью этих элементов показывается и объемность, когда это необходимо.

Техническое оснащение. Успех рисования во многом зависит от технического оснащения. Очень важную роль играет бумага. Для рисования лучше использовать не альбом, а отдельные листы в папке. Бумага должна быть плотной, гладкой и выдерживающей несколько стираний ластиком. Из имеющейся в продаже обычно наиболее отвечает этим требованиям бумага для черчения. Хорошего качества листы бумаги могут быть нарезаны из больших листов ватмана. У большинства сортов бумаги две стороны листа несколько различаются по фактуре: одна сторона более гладкая, другая — шершавая. Рисунок следует выполнять на гладкой стороне. Обычно используются листы формата А4, но для некоторых рисунков (например, членистоногих с длинными придатками) более подходит формат A3.

Не менее важную роль играют карандаши. Большинство рисунков зоологического практикума выполняется простым карандашом. Карандаш должен быть средней жесткости ("М" или "ТМ", по европейской системе обозначений — "В" или "НВ") и обязательно остро заточенным (под углом 20-25 градусов). Подтачивать карандаш следует постоянно; многие дефекты рисунков возникают именно из-за пользования тупым карандашом. Годятся для рисования и автоматические карандаши с диаметром стержня 0,5 мм, которые в заточке не нуждаются.

Начинающему рисовальщику часто приходится пользоваться ластиком. Чтобы рисунок при этом не был безнадежно испорчен (особенно для последующего перевода его в тушь), ластик должен быть мягким (хорошо подходят доступные сейчас ластики фирмы "Koh-i-noor").

Часть рисунков во время практикума выполняются тушью. Подходит любая черная тушь, но лучшее качество дают специальные сорта туши для заправки рапидографов. Основной инструмент при рисовании тушью — обычное перо ("вставка"). К сожалению, в последнее время перья для туши почти исчезли из продажи. Для научных рисунков лучше всего подходят наиболее тонкие перья. Иногда целесообразно использовать два пера разной толщины — для наружных контуров и внутренних линий.

Заменой перьям могут служить рапидографы, дающие линию определенной толщины. Достаточно иметь набор из трех таких рапидографов с толщиной линии 0,2 мм, 0,3 мм и 0,4 мм. Главный их недостаток — высокая цена. Худшая замена — капиллярные ручки. Изображение хорошего качества могут давать лишь ручки с толщиной линии не более 0,2 мм, желательно с несмываемой тушью. С помощью роллеров (гелиевых ручек) выполнить рисунок обычно не удается.

Часть рисунков может быть выполнена также в акварели. Акварель должна быть полумягкая, в ванночках (а не в тюбиках). Желательно иметь набор красок не менее 24 цветов. Для рисования акварелью годятся только мягкие (беличьи) кисти, причем необходимо иметь кисти как минимум двух номеров — тонкую (для прорисовки деталей) и более толстую (для заливки).

Очень важно позаботиться о сохранности уже выполненной работы. Рисунки следует хранить только в папке, причем не на рабочем месте, где их легко можно залить водой. Чистовые рисунки удобно хранить в папке с прозрачными файлами.

Методические и технические приемы рисования.

Малыш вновь огляделся по сторонам.

 Ну, а где твои картины с петухами? Они что, тоже взорвались? — язвительно спросил он Карлсона.

 Нет, они не взорвались, — ответил Карлсон. — Вот, гляди. — И он указал на пришпиленный к стене возле шкафа лист картона.

На большом, совершенно чистом листе в нижнем углу был нарисован крохотный красный петушок.

 Картина называется: "Очень одинокий петух", — объяснил Карлсон.

А.Линдгрен

Для получения рисунка хорошего качества важно учитывать множество факторов.

Один из главных — размер изображения. Он определяется прежде всего количеством деталей, которые должны быть показаны на рисунке, и их размерами. Так, домик раковинной амебы, лишенный структуры или состоящий из песчинок, вряд ли необходимо рисовать во весь лист: обычно достаточно 1/4 листа формата А4 (но на более мелком рисунке трудно будет показать реальное соотношение размеров песчинок и всего домика). А вот личинку насекомого (у которой разных деталей строения всегда хватает) обычно целесообразно изображать размером в весь лист. Обычная ошибка начинающих состоит в том, что они "мельчат", а на маленьком рисунке невозможно показать все необходимые детали.

Второй немаловажный фактор — размещение рисунка на листе. Необходимо прежде всего следить за тем, чтобы изображение не "вылезло за край". Это часто случается при изображении членистоногих с длинными придатками (антеннами, церками и т.п.). Более того — у краев листа нужно оставлять поля не менее 1,5-2 см шириной. В то же время на листе нежелательно оставлять много пустого места. Как правило, объект располагают на рисунке так, чтобы его длинная сторона располагалась вдоль длинной стороны листа (от этого правила возможны отступления, если на лист помещаются несколько рисунков). Если объект не занимает весь лист (например, из-за сильно вытянутой формы), то на свободном месте целесообразно поместить изображенные крупным планом его части. Это целесообразно еще и потому, что излишнее количество деталей на изображении общего вида часто портит рисунок (хотя еще больше его портит недостаточное число деталей, то есть излишняя схематизация). Более мелкие, но важные детали часто невозможно изобразить на рисунке общего вида с соблюдением пропорций. В этом случае изображение отдельных частей тела животного просто необходимо.

Учебный рисунок всегда снабжается подписями. Для них на листе тоже нужно оставить место. Обычно указывается таксономическое положение объекта (начиная с класса или типа и заканчивая видом). Эти подписи делаются в углу рисунка (лучше для них провести линии по линейке). Кроме того, подписываются части объекта, имеющие диагностическое значение детали его строения и т.п. Эти подписи можно делать на горизонтальных линиях, от которых проведены (по линейке) указывающие линии к соответствующим частям рисунка. Указывающие линии не должны пересекаться.

При изготовлении подписей важно учитывать, что в расположении объекта на листе для каждой группы организмов сложились определенные традиции. Так, большинство беспозвоночных, как правило, размещаются передним концом тела вверх, если изображаются со спинной или брюшной стороны тела, и передним концом направо, если они изображены сбоку (ветвистоусых ракообразных семейств Daphniidae и Sididae принято изображать передним концом тела вверх и при виде сбоку).

Если подписей много, их можно заменить цифрами. В этом случае в нижнем углу рисунка составляется "легенда", в которой цифры расшифровываются. Делать подписи на обратной стороне листа нецелесообразно; однако там могут быть записаны какие-то сведения об объекте, если они нужны для исследовательских целей. На обороте следует также подписать рисунок и указать дату его выполнения. Все подписи к любому рисунку (в том числе — тушевому) нужно выполнять только простым карандашом, чтобы можно было при необходимости внести исправления.

Начинать рисунок следует с общего наброска. На нем должны быть прорисованы внешние контуры объекта и намечены пропорции между основный частями тела. При изготовлении наброска и при проработке рисунка до завершающей стадии все линии должны быть очень тонкими, рисовать нужно без всякого нажима на карандаш — ведь изображение почти наверняка придется многократно стирать для исправлений. Карандашный рисунок практически всегда предшествует и "чистовому" рисунку тушью, а с него все карандашные линии предстоит удалить. В этом случае особенно важно использовать карандаш так, чтобы его можно было стереть, не испортив бумагу.

Правильное отображение пропорций — одна из наиболее сложных задач для начинающего. При изображении макроскопических объектов (например, раковин моллюсков) можно измерить пропорции (соотношение длины и высоты раковины и т.п.) можно непосредственно линейкой. Затем на рисунке можно сделать разметку, а по ней рисовать контуры объекта. При изображении микроскопических объектов с использованием микроскопа или бинокуляра чаще всего приходится использовать глазомер. Полезный прием — определение соотношений частей тела (например, усики длиннее груди, но не достигают конца брюшка; грудь в наиболее широком месте примерно вдвое шире головы, и т.п.).

Заметно облегчает задачу соблюдения пропорций использование окуляров с мерной линейкой или сеточкой (последние имеются в наборе многих бинокулярных луп). В этом случае пропорции объекта можно измерить, а на рисунке проверить их с помощью линейки. При наличии окуляра с сеточкой может применяться рисование "по клеточкам". В этом случае на лист наносится (очень тонкими линиями!) разметка в виде клеточек с помощью линейки, а затем контуры объекта врисовываются по разметке.

Лишь после того, как общие пропорции намечены, можно приступать к прорисовке деталей. При этом часто бывает полезно сменить увеличение микроскопа или бинокуляра на большее, чтобы детали были лучше различимы.

Завершающая стадия работы над рисунком, если он выполняется в карандаше — придание линиям разной толщины и нанесение точечной или линейной штриховки (если она необходима). Перед этим все лишний линии нужно стереть. Большей толщины и четкости линиями обводятся внешние контуры рисунка (слишком сильно нажимать на карандаш на нужно!)

При рисовании тушью главная сложность — невозможность исправить проведенную линию. Поэтому для рисунка тушью делается карандашный набросок, который затем "переводится в тушь". При этом карандашом наносятся все контурные линии (не наносится точечная штриховка), но как можно более слабые. Ластиком нужно пользоваться как можно реже: на разлохмаченной бумаге тушь расплывется, и рисунок будет испорчен.

Линии на тушевом рисунке должны быть ровными, равномерной толщины. Этого трудно достичь без опоры, поэтому рука с пером опирается об стол. Необходимая твердость руки достигается только с опытом, но важную роль играет и техническая сторона. На перо нужно набирать небольшое количество туши, иначе легко посадить кляксу (вообще, тушь почему-то легко проливается на рисунки и столы; поэтому лучше не держать открытым весь пузырек, а отлить немного туши в маленькую чашку Петри или другой маленький устойивый сосуд). Перо должно быть чистым: прилипший к нему волосок может вызвать расплывание туши. Поэтому после каждого обмакивания в тушь перо необходимо протирать чистой тканью. Чтобы перо хорошо прочерчивало линию, им необходимо провести 1-2 пробных линии на черновике (бумаге того же сорта, что используется для рисования). Толщина линии регулируется изменением нажима и угла наклона пера. Для черных частей рисунка (например, глазных пятен) может использоваться заливка с помощью тонкой кисточки или сплошной линейной штриховки пером.

При изготовлении научных рисунков микроскопических объектов обычно используется рисовальный аппарат. Современный рисовальный аппарат (типа РА-6) привинчивается под тубус микроскопа. Он позволяет видеть одновременно объект в поле зрения микроскопа и лист бумаги, на котором выполняется рисунок, рисовальщик карандашом обводит контуры объекта. С помощью встроенных в рисовальный аппарат колец осуществляется наводка на резкость и может регулироваться размер изображения.

Применение рисовального аппарата позволяет, как правило, сделать лишь набросок объекта: для проработки деталей рисовальный аппарат снимается с микроскопа. Однако это позволяет наиболее правильно отразить пропорции объекта и экономит (при наличии опыта) много времени.

Для успешного использования рисовального аппарата очень важно наладить освещение. Лист бумаги должен быть освещен достаточно яркой лампой; освещение же объекта (на малом увеличении), как правило, приходится уменьшать, чтобы кончик карандаша был хорошо виден на фоне изображения.

Второе условие — неподвижность листа бумаги и микроскопа. Если лист бумаги сдвинулся, аккуратно совместить начатое изображение с контурами объекта сложно, и часто рисунок приходится выполнять заново. Лист можно приклеить скотчем к поверхности стола (если стол деревянный и его не очень жалко, лучше прикрепить кнопками).

С помощью рисовального аппарата легко одновременно с объектом зарисовать деления шкалы окуляр-микрометра, и, зная цену деления, показать на рисунке масштабную линейку.

Использовать рисовальный аппарат есть смысл лишь после того, как освоены общие навыки рисования "на глаз".

Еще интересные статьи по теме:
Таблица для определения отрядов
Таблица для определения отрядов 1. Грудь без членистых ног, иногда с парой бугорчатых ло
Батометр
Батометр Батометры — приборы, состоящие из одного или двух цилиндров, которые опускаютс
Ключ для определения семейств и большинства родов
Ключ для определения семейств и большинства родов 1. Раковина наружная, завитая в спиральную
Количественные орудия лова
Количественные орудия лова Для оценки численности (плотности популяций) планктонных животных
Летние задания по экологии зоопланктона.
Летние задания по экологии зоопланктона. Л. Ю. Ямполmский Зоопланктон — излюбленный
Орудия лова планктона
Орудия лова планктона Для лова планктона используют два основных типа орудий. Первые позволяю