Важная роль на практических занятиях по зоологии всегда отводится рисунку. Это связано с важной учебной и научной ролью биологического рисунка.
Как учебное средство, рисунок развивает умение наблюдать объект, выделять существенные его черты и в то же время подмечать детали. Изображение объекта и выполнение подписей к рисунку способствует прочному усвоению знаний о его строении.
Научная роль рисунка сводится к тому, что он служит иллюстрацией к таксономическому или морфологическому описанию (так, не сопровождающееся иллюстрацией описание нового вида считается недействительным).
Казалось бы, в этом качестве предпочтительнее фотография — тем более что за последнее время техника фотографирования вместе с компьютерными технологиями позволяет получить качественные фотографии практически любых зоологических объектов. Тем не менее, рисунок сохраняет (и будет, видимо, всегда сохранять) свою роль в научном исследовании.
Преимущество рисунка состоит прежде всего в том, что он позволяет создать обобщенный образ объекта и выделить его существенные черты, отказавшись от второстепенных деталей. Кроме того, рисунок позволяет отразить на одном изображении детали строения, которые на одной фотографии показаны быть не могут (например, потому что не попадают в плоскость изображения и получаются размытыми). (Отметим, что умение фотографировать объекты также очень важно для исследовательской работы.)