В XVII—XVIII веках в Кремоне, на севере Италии, три династии скрипичных мастеров завоевали непреходящую мировую славу — Амати, Гварнери и Страдивари. Стать обладателем прекрасного инструмента, созданного кем-либо из кремонцев, было заветной мечтой каждого скрипача. Особенно знаменит доныне Антонио Страдивари. На его инструментах играют крупнейшие современные музыканты. На скрипках Джузеппе Гварнери играли Паганини и Крейслер.
Конечно же, секреты кремонцев пытались разгадать во многих странах, в том числе и в самой Италии. Но никому еще не удалось создать скрипку, которая обладала бы такой певучестью, как дошедшие до наших дней инструменты Страдивари, Гварнери и Амати...
И вот недавно американский биохимик Джозеф Надживари опубликовал сообщение, заинтересовавшее не только специалистов, но и широкие круги ценителей музыки. По мнению ученого, древесина, из которой сделаны эти инструменты, не так уж хороша, ну скажем, для столярных поделок.
Ну и ну!
Однако давайте разберемся. Речь пойдет о грибке.
Грибное царство необозримо. Особую группу составляют грибы, которым по вкусу древесина; иные из них разрушают живые деревья, другие предпочитают опавшие ветви, бревна, доски, деревянные постройки. Известны в этой группе водные грибы. Ими обрастают подводные части деревянных судов, пристаней, стволы деревьев, попавшие в воду.
Надживари обнаружил следы деятельности водных грибов в нескольких скрипках работы знаменитых кремонских мастеров. Выходит, что Амати, Гварнери, Страдивари делали свои инструменты из древесины, пораженной грибком?! Именно так, утверждает биохимик. И в доказательство сообщает, что ему удалось найти документы, в которых говорится, что лес извечно доставляли в Кремону с гор сплавом по реке По, на берегу которой стоит город. Более того. Надживари раздобыл древесину, пораженную грибком того же вида, что и старинные скрипки, и смастерил восемнадцать скрипок. И опытные музыканты признали, что скрипки эти по звучанию близки старинным кремонским. В чем же тут дело? По-видимому, считает ученый, гриб выедает смолистые вещества древесины, она делается мягче, лучше вибрирует.
И скрипка поет.
В последние полтора столетия, говорит Надживари, скрипичные мастера совершают одну и ту же ошибку, изготовляя скрипки из слишком сухой, выдержанной древесины, не имеющей никаких внешних и внутренних изъянов.
Ну а кремонские мастера — знали они про грибок?
Да ведь они не могли пользоваться микроскопом. Он в начале XVIII века только начал появляться в научном обиходе...