Если вы любите природу и не имеете возможности каждодневно общаться с ней, заведите у себя дома аквариум. Особенно это нужно детям. Наблюдая за своими питомцами, ухаживая за ними, ребенок начинает понимать, как интересен и многообразен окружающий его мир и все, кто его населяет.
Еще в начале прошлого века известный натуралист, энтузиаст аквариумного дела Н.Ф. Золотницкий в своих книгах «Детский аквариум», «Живая природа в школе», «Аквариум любителя» призывал внедрять аквариум в практику обучения учащихся. Современные программы также предусматривают знакомство школьников с жизнью обитателей пресных вод. И речь идет не только о рыбах. Не менее увлекательно наблюдать за жизнью других гидробионтов, в том числе водных насекомых. Они доступны, их легко отловить в любом природном водоеме. В аквариуме можно содержать и таких интересных беспозвоночных, как моллюски, ракообразные, черви, пауки и др. Эти животные не требуют больших емкостей и сложного оборудования, а некоторые из них (особенно те, которые используют для дыхания атмосферный кислород) могут довольствоваться обычной стеклянной банкой.
Пруды, озера, речки, заболоченные водоемы, канавы с водой и даже лесные лужи встречаются повсюду и имеют свою специфическую фауну. Выловить пресноводных животных можно даже в черте города, но чаще это происходит на даче, во время загородных прогулок и экскурсий.
Пресноводная фауна чрезвычайно разнообразна, и далеко не последнее место занимают в ней беспозвоночные организмы. Все они в той или иной степени приспособились к водной среде. У одних это качество весьма совершенно, у других, не совсем типичных водных обитателей, оно менее развито. Среди беспозвоночных есть и прожорливые хищники, и мирные «вегетарианцы». А кое-кого лучше не брать в руки: гладыш, например, может нанести весьма ощутимый укол. Некоторые животные прячутся, используя покровительственную окраску, другие, напротив, своим ярким цветом как бы предупреждают об опасности. Одним организмам свойственно воздушное дыхание, другим — водное. В аквариуме, где живут беспозвоночные, можно наблюдать и такие явления, как живорождение, уход за потомством, автотомия, паразитизм, симбиоз и пр.
Наблюдения за жизнью в водной среде способствуют развитию навыков самостоятельного исследования. Это — шаг к познанию биологических законов, расширению и углублению знаний.