pitbul-zaprygnul-vverh-pochti-na-45-metra-po-vertikalnoj-stene Посмотрите видео как питбуль допрыгнул до предмета на высоте 14 футов (4, 27 метра)! Если бы проводилась собачья Олимпиада, то этот питбуль...
morskaja-svinka-pigi-zhelaet-vsem-schastlivogo-dnja-svjatogo-patrika С днем Святого Патрика ВСЕХ! И ирландцев и не только ирландцев!
ryba-igla Родиной уникальной пресноводной рыбы-иглы является Индия, Цейлон, Бирма, Тайланд, Малайский полуостров. Достигают 38 см в длину. Принадлежит к...
botsija-kloun Считается, что рыбка боция-клоун (Botia macracantha) появилась в середине XIX века. О данном виде впервые упомянул Питер Бликер (голландский...
gjurza Гюрза (Vipera lebetina) – крупная змея, которая имеет притупленную морду и резко выступающие височные углы головы. Сверху голова змеи...

Суточная активность и поведение южного кита

Обычно южные киты плавают поодиночке, реже по два и даже по три кита вместе. Из 121 наблюдений 79 раз были замечены одиночные киты, 33 раза пары и 9 раз по три кита (Omura et al., 1969). В прежние времена большой численности китов на крупных кормовых скоплениях иногда собиралось до 100 китов и более. Под водой киты держатся 3—7 мин, редко больше. Вынырнув на поверхность, они дают от 3 до 8—9 фонтанов с интервалами 10—13 с (Omura et al., 1969). Фонтан двухструйный, не выше 5 м, иногда плохо заметен (рис. 70). После недолгого ныряния киты выходят на поверхность воды под очень острым углом. Над водой сразу появляется вся голова, а иногда и часть спины. После длительного пребывания под водой кит идет к поверхности быстро, под большим углом, и сначала показывает ростральную часть головы, а иногда высовывается почти до грудных плавников. Уходя под воду на длительное время, принимает почти вертикальное положение и часто при заныривании показывает из воды лопасти хвостового плавника (Клумов, 1962).

Иногда поведение животных своеобразно. Так, у побережья Калифорнии (район Ла-Джара) с моторной лодки в течение долгого времени наблюдали за китом длиной приблизительно в 12 м. Около 40 мин кит крутился на одном месте, бил по воде хвостовым и грудными плавниками и сильно изгибался. Несколько позже он пять раз подряд с расставленными в стороны грудными плавниками выныривал вертикально настолько высоко, что тело его выставлялось почти до хвостового стебля. Каждый раз кит с большим шумом и всплеском падал на воду. Через некоторое время он еще три раза выставился из воды, а затем окончательно скрылся (Gilmore, 1956).

Фонтан южного кита

Рис. 70. Фонтан южного кита (рис. Н.Н. Кондакова)

В одном из заливов о-ва Южная Георгия (Антарктика) кит долго "играл" на мелководье. Часто он почти полностью выпрыгивал из воды, затем поворачивался на бок и целиком выставлял грудной плавник, которым громко хлопал по воде. Ныряя почти вертикально, он каждый раз показывал хвостовой плавник (Matthews, 1938 а—с).

В 1962 г. в Охотском море был добыт более крупный из двух плававших вместе китов, который оказался самкой длиной 14,1 м. Второй (меньший) кит сейчас же скрылся, но потом вернулся и долго плавал вокруг убитого кита (Omura et al., 1969). Пол этого кита не был установлен.

Киты движутся со скоростью 9—11 км/ч, напуганное животное может увеличить скорость до 15 км/ч (Клумов, 1962). У берегов Австралии наблюдали спокойно плававшую самку с детенышем, которая двигалась со скоростью не более 4 км/ч (Chitlleborough, 1956).

Южные киты в Северо-Западной Атлантике производят множество звуков (Cummings, 1985).

Сезонные миграции, заходы. Миграции японских южных китов следует рассматривать отдельно для каждой упомянутой выше популяции. Киты западной прибрежной популяции в январе, феврале и марте обитают в Тайваньском проливе, Восточно-Китайском и в южной части Японского морей. В апреле они покидают Восточно-Китайское море и постепенно продвигаются к северу. Занимают всю южную часть Японского моря, а в мае доходят до южной оконечности о-ва Сахалин. Большая часть популяции проходит далее через пролив Лаперуза, меньшая — через Татарский пролив. Проникновение китов в Охотское море определяется временем исчезновения морских льдов. В июле киты расселяются по Охотскому морю; большинство, вероятно, держится в районе Шантарских островов и в северо-восточной части моря, на подходе к заливу Шелихова. Здесь они проводят все лето и осенью тем же путем возвращаются к местам зимовки и деторождения.

Киты океанической популяции в конце марта начинают миграции к северу с восточной стороны островов Японии и в апреле достигают 45° с.ш. В июне—августе они занимают акваторию летнего ареала, простирающуюся от северной части Курильской гряды до берегов юго-восточной Камчатки и, возможно, Командорских островов. В то же время некоторое количество китов в июне наблюдается у северовосточного побережья о-ва Хонсю и вблизи берегов о-ва Хоккайдо. Вероятно, в это время миграции китов к северу еще не закончены, причем небольшая часть животных остается здесь на все лето. В сентябре начинается миграция китов к югу, продолжающаяся и в октябре. В ноябре в районах летнего обитания могут быть встречены лишь отдельные животные, а в зимние месяцы эти киты в северных частях ареала совершенно не наблюдаются (Omura, 1958; Клумов, 1962; Omura et al., 1969).

Северная граница летнего распределения японских китов не определена. Вероятно, они не проходят далее вод юго-восточной Камчатки и Командорских островов.

Киты американской популяции проводят зиму у побережья штата Орегон (40° с.ш.) и, возможно, у берегов Калифорнии (Rice, Fiscus, 1968). В апреле начинаются миграции китов к северу, и в мае они появляются в заливе Аляска на так называемом Кадьякском кормовом поле, расположенном в Аляскинском круговом течении (завихрении). В июне через проливы Алеутской гряды киты проходят в Берингово море, появляясь севернее о-ва Уналашка, в Бристольском заливе и у островов Прибылова (где существует небольшое Бристольское завихрение течений). Это течение (как и аляскинские) создает благоприятные условия для развития кормового планктона. В июле к северу от Алеутских островов киты распределяются до района смешения центральных беринговоморских водных масс с шельфовыми водами Аляски и держатся здесь, вероятно, до осени. Северной границей распространение этих китов в Беринговом море предполагается параллель 62° с.ш; западнее 180° они обычно не наблюдаются. В октябре-ноябре киты этой популяции покидают летние районы и возвращаются на места зимовки (Gilmore, 1956; Берзин, Ровнин, 1966; Omura et al., 1969).

Бискайские (атлантические) южные киты в зимние месяцы образуют две популяции. Одна проводит зиму в теплых и умеренных водах у берегов Северной Африки, Испании, Азорских островов, а на лето мигрирует в воды Шетландских и Оркнейских островов, побережья Норвегии и Исландии. Вероятно, киты проходят и дальше к северу до Баренцева моря и Шпицбергена. Другая популяция, зимовавшая в водах Бермудских островов и п-ова Флорида, летом появляется у Ньюфаундленда, в Девисовом проливе и даже у Шпицбергена, где могут встречаться киты обеих популяций. Так, в давние времена большого промысла этих китов зимой добывали у берегов Испании, а летом вблизи Исландии, мыса Нордкап и Шпицбергена (Gilmore, 1956).

Распределение и миграции австралийских южных китов известны весьма схематично. Вероятно, в Южном полушарии существует несколько популяций этих китов. Зимовочные районы располагаются, вероятно, в тридцатых широтах Южного полушария. В летние месяцы эти киты встречаются главным образом в водах между 40 и 50° ю.ш., причем чаще наблюдаются в южной части Атлантического и Индийского океанов, в районах южнее Австралии и Новой Зеландии. Южнее 50° ю.ш. киты проходят в небольшом количестве, но в исключительных случаях могут достигать даже 60° ю.ш. Сроки миграции к югу и возвращения к местам зимовки мало отличаются от миграций других видов усатых китов. У южных берегов Австралии и Новой Зеландии киты наблюдались с мая по октябрь. В период щенки и выкармливания детенышей киты нередко заходят в закрытые бухты (Земский, 1962, 1970).

Известны отдельные заходы южных китов за границы их обычного ареала. Киты восточной (американской) популяции могут быть иногда встречены в Беринговом проливе и даже на севере Чукотского моря и у побережья Южной Калифорнии на юге. Два кита бискайского подвида в конце XIX в. были обнаружены в Средиземном море.

Летом 1935 г. мертвый кит был найден у берегов Кольского залива. Относительно недавно наблюдался заход одного кита в крайнюю южную часть Балтийского моря (о-ва Узедом, 54° с.ш., 14° в.д.). В восточные районы Балтийского моря заходы бискайских китов не отмечались, и они маловероятны (Gilmore, 1956; Томилин, 1957).