pitbul-zaprygnul-vverh-pochti-na-45-metra-po-vertikalnoj-stene Посмотрите видео как питбуль допрыгнул до предмета на высоте 14 футов (4, 27 метра)! Если бы проводилась собачья Олимпиада, то этот питбуль...
morskaja-svinka-pigi-zhelaet-vsem-schastlivogo-dnja-svjatogo-patrika С днем Святого Патрика ВСЕХ! И ирландцев и не только ирландцев!
ryba-igla Родиной уникальной пресноводной рыбы-иглы является Индия, Цейлон, Бирма, Тайланд, Малайский полуостров. Достигают 38 см в длину. Принадлежит к...
botsija-kloun Считается, что рыбка боция-клоун (Botia macracantha) появилась в середине XIX века. О данном виде впервые упомянул Питер Бликер (голландский...
gjurza Гюрза (Vipera lebetina) – крупная змея, которая имеет притупленную морду и резко выступающие височные углы головы. Сверху голова змеи...

Сезонные миграции и заходы финвалов

Миграционные пути финвалов как в Северном, так и в Южном полушарии недостаточно ясны. Известна лишь схема регулярных сезонных перемещений стад китов из теплых вод в холодные и возвращение их обратно в районы зимовки. В Северном полушарии эти сезонные перемещения более четко выражены в северной части Тихого океана, чем в Северной Атлантике.

Принятые для северной половины Тихого океана две обособленные популяции финвалов имеют различные зимовочные районы и отдельные пути миграции. Возможность смешивания этих популяций в некоторых районах их ареалов не установлена. О различиях между китами этих популяций можно судить по группам крови китов, добытых в восточной части Алеутской гряды и в районе юго-восточнее Камчатки (Omura, 1955).

Зимовочные районы азиатской популяции финвалов располагаются в Желтом и Восточно-Китайском морях и у юго-западных берегов Японии (до 20° с.ш.). Весной стада финвалов двигаются к северу как с восточной (тихоокеанской), так и с западной (япономорской) стороны Японии. Это подтверждается промысловыми данными. На север уходят не все финвалы — ранее у берегов Корейского полуострова и Южной Японии их добывали в течение всего года, откуда следует, что часть китов остается в этих районах и на летние месяцы. Однако большая часть добывалась здесь с августа по ноябрь, т.е. когда они снова начинали подходить сюда с севера.

Финвалы, зимовавшие у Корейского полуострова, в начале апреля появляются в заливе Петра Великого (Приморье), а в конце апреля—мае достигают берегов Южного Сахалина и Курильских островов в Охотском море. Здесь они держатся в течение всего лета, но численность их непостоянна. Эта группа значительно сокращена промыслом.

Финвалы, зимовавшие у юго-западных берегов Японии в мае-июне, проходят на север с океанской стороны Японских островов и достигают вод Курильской гряды, где в небольшом количестве держатся в летние месяцы. От Курильских островов часть финвалов проходит в Охотское море и встречается здесь с июня до осени. Другие киты поднимаются к берегам Камчатки и далее в Берингово море. В июне они появляются в Кроноцком и Камчатском заливах и у Командорских островов (55—56° с.ш.), в июле — в Олюторском заливе (60° с.ш.). Эта популяция также в значительной степени выбита, и поэтому теперь у берегов Камчатки и Командорских островов финвалы встречаются довольно редко. В районе Олюторского залива они держались все лето, но иногда в зависимости от наличия корма продвигались дальше к северу, в Анадырский залив и даже в Чукотское море, откуда в сентябре-октябре с подходом с севера дрейфующих льдов уходят к югу. За семь лет наблюдений в Беринговом проливе было зарегистрировано 1051 финвалов, из них: в июле — 108, в августе — 243, в сентябре — 650 и в октябре — 50 животных (Никулин, 1946). Известны проходы китов в Чукотское море, до мыса Шмидта (около 180°), хотя обычной границей проникновения этого вида на запад в полярные воды Тихого океана считается пролив Лонга.

В сентябре-октябре отмечается движение финвалов к югу и в районе Олюторского залива их количество сокращается. В то же время у Курильских островов финвалов становится больше в результате их подхода с севера и из Охотского моря. В ноябре финвалы уходят от Курильских островов и собираются на местах зимовки. Отдельные экземпляры могут быть встречены зимой на большей части района их летнего обитания (Зенкович, 19366; Omura, 1950; Томилин, 1957).

Киты американской популяции в зимние месяцы занимают обширную акваторию умеренных и тропических вод, от Гавайских островов до п-ова Калифорния. Восточнее Гавайских островов киты встречаются редко, а с приближением к водам Центральной Америки их численность возрастает. Вблизи мексиканского побережья финвалы наблюдаются постоянно. Зимой они распределяются довольно равномерно на большой акватории одиночками или маленькими группами (2—5 голов) на большом расстоянии друг от друга (порой до 37 км). В районе зимнего обитания китов температура воды в океане держится в пределах 20—30°С. С началом весенних миграций финвалы порой начинают образовывать группы — до 15 китов.

Весенние миграции из калифорнийских вод начинаются ранней весной. Одна часть популяции двигается вдоль побережья к северу по направлению к заливу Аляска и уже в марте эти киты наблюдаются в районе о-ва Ванкувер (50° с.ш.). В апреле они обычны в заливе Аляска (архипелаг Александра, острова Королевы Шарлотты) и у восточных островов Алеутской гряды. Возможно, в районе 40—50° с.ш. часть китов держится в течение всего лета и далее к северу не проходит, поскольку у берегов штата Вашингтон финвалов ранее добывали с апреля до октября. Видимо, от района о-ва Ванкувер миграционный путь финвалов разветвляется — одна часть китов проходит в северный район залива Аляска, мимо острова Кадьяк, где и задерживается. Другая часть через проливы восточных островов Алеутской гряды проходит в Берингово море. Далее следует двумя путями — вдоль свала глубин восточного беринговоморского мелководья к мысу Наварин на азиатском берегу или вдоль американского побережья в Чукотском море. Третья часть популяции в районе 50° с.ш. поворачивает на запад и, двигаясь вдоль Алеутской гряды, может достигать Командорских островов. Полагают, что на север обычно проходят в основном крупные киты, тогда как более мелкие на лето остаются южнее (Берзин, Ровнин, 1966).

Осенние миграции происходят в октябре-ноябре. Киты движутся прежним путем, но в обратном направлении в район зимовки в умеренные и частично в тропические воды (20° с.ш.). Обратные миграции происходят быстрее, в более сжатые сроки, чем весной и киты нигде не задерживаются.

Все еще не ясно, представители каких популяций финвалов и в каком соотношении между собой появляются в Анадырском заливе и Чукотском море. Вопрос о смешивании финвалов американских и азиатских популяций в северных водах на полях нагула остается открытым.

В Северной Атлантике картина ярко выраженных сезонных дальних миграций финвалов значительно стерта. Некоторая часть китов регулярно проводит зиму далеко от южной части ареала. Например, у южных берегов Норвегии и в некоторых других местах. Поэтому уже в марте (а иногда и в апреле) финвалы наблюдаются одновременно во многих районах Северной Атлантики — у северных берегов Норвегии и вблизи Гренландии, у Кольского полуострова и берегов Исландии. Здесь они держатся все лето и частично проходят далее к северу. Так, в начале июня финвалов видят у островов Медвежий и Шпицберген, некоторые животные идут на восток Баренцева моря, достигая берегов Новой Земли. Иногда киты заходят в Горло и Воронку Белого моря.

Несколько иные сроки миграции финвалов вдоль западных берегов Северной Атлантики. В конце мая или начале июня они появляются у Ньюфаундленда и побережья Лабрадора, где держатся в течение июня-июля, причем большая часть китов остается в этих районах до осени (ноябрь). Некоторая часть по мере отступления льдов проходит к северу и появляется в Девисовом проливе и даже в открытой части моря Баффина. Одновременно значительное количество финвалов в летние месяцы обитают несколько южнее — в заливе Мэн и прилежащих к нему водах Новой Шотландии. В октябре-ноябре большая часть китов покидает северные воды и отходит к югу, но некоторые (предполагается, что это те киты, которые не участвуют в размножении) остаются зимовать у берегов Норвегии и в районе Большой Ньюфаундлендской банки (иногда добывались на западном побережье Норвегии в зимние месяцы) (Sergant, 1953).

Двигаясь к югу вдоль восточных берегов Северной Атлантики, в октябре-ноябре финвалы достигают Бискайского залива, берегов Португалии и Азорских островов, появляются в Средиземном море (где они иногда добывались у Гибралтара) и доходят до Адриатического моря (Кирпичников, 1949). Некоторое количество финвалов встречается у берегов Португалии, северной Испании и в Средиземном море в течение всего года, т.е. не все киты мигрируют летом на север (Jonsgard, 1966).

В западной части Северной Атлантики продвижение финвалов к югу отмечено до Бермудских островов. Вероятно, здесь (30° с.ш.) проходит граница распространения основной части стада (Виноградов, 1949), Однако имеется сообщение о наблюдении финвалов в Карибском море, между 10 и 20° с.ш.

Миграции финвалов Южного полушария выражены более ярко, но пути их перемещений не всегда прослежены. Известно, что в конце марта — апреле большая часть китов покидает воды Антарктики и уходит на север. Поскольку в летние месяцы популяции финвалов локализуются в нескольких районах Антарктики (через 25—28 лет и более меченых финвалов добывали вблизи места мечения), то и пути миграции этих популяций должны быть различными. Известны проходы китов вблизи восточных и западных берегов Южной Америки и Африки. Наблюдались они у берегов Австралии и Новой Зеландии (районы их зимовок еще не установлены) (Nemoto, 1959; Будыленко, 1975а,б). Однако известно, что не все финвалы мигрируют в Антарктику ежегодно.

Данные, собранные во время промыслового рейса 1962—1963 гг., дают представление о перемещениях финвалов в водах у южной оконечности Южной Америки. Известно, что некоторая часть чилийско-перуанской популяции финвалов мигрирует в район моря Беллинсгаузена, где проводит сезон усиленного питания. Другая часть популяции через пролив Дрейка проходит в воды Фолклендских (Мальвинских) и других соседних островов, достигая порой земли Грейама. Известно также, что в этот район в период весенних миграций подходят киты атлантических популяций. Здесь в летние месяцы может происходить смешивание китов разных популяций. Является ли это смешивание лишь сезонным, и возвращаются ли разные группы китов на прежние места зимовки, остается пока не установленным.

В районе Фолклендских (Мальвинских) островов некоторая часть финвалов, как и других видов китов, держится в течение определенного периода (может быть, и всего) года. Предполагается, что здесь остаются в основном неполовозрелые киты обоего пола и вместе с ними молодые самки, которые лишь недавно вступили в размножение. При осмотре добытых молодых самок оказалось, что часть из них забеременела впервые. Встречаются также кормящие самки, сопровождаемые сосунками, постоянно в течение января—марта.

Группы финвалов, мигрирующих на поля нагула, уже к середине декабря появлялись в высоких широтах или на подходе к ним. Они состояли в основном из взрослых, крупных китов (среди которых несколько преобладали самки), численность которых увеличилась в первой половине января за счет подхода молодых. В декабре-январе соотношение беременных и яловых самок среди половозрелых было близким 1:1. В феврале-марте количество беременных самок держалось в пределах 2/3 числа половозрелых. Киты готовились к миграции на месте зимовки (Ивашин, 1969).

В марте в водах Земли Грейама (60-е широты) наблюдались большие скопления крупных финвалов (десятки и сотни голов), передвигавшиеся к западу в направлении пролива Дрейка. Киты, вероятно, шли к местам зимовки чилийско-перуанской популяции (Ивашин, 1969).

К отдельным заходам можно отнести появление финвалов в Балтийском море, где отмечено несколько случаев обсыхания их на восточном побережье Дании и Швеции, в Поморском заливе и Гданьской бухте.

Интересен случай необычного захода молодого финвала (длина 14,7 м) в р. Енисей (Томилин, 1957). Этот кит 14 сентября 1950 г. был замечен в устье реки и шел против течения, давая фонтаны через каждые 10 мин. Через четыре дня он был найден мертвым на берегу реки в 15 км от Дудинки (в 400 км от устья Енисея). Желудок его был пуст.