BALAENOPTERA EDENI ANDERSON, 1878
1878. Balaenoptera edeni Anderson.
1878. Balaenoptera eden Anderson. Results of the Yunnan expeditions in 1868 and 1875. P. 553. Залив Мартабан, Бирма; Андаманское море.
1912. Balaenoptera brydei Olsen. Tidens Tegn. N 12.
1913. Balaenoptera brydei Olsen. Proc. Zool. Soc. London. P. 1073. Западное побережье Южной Африки (Капская провинция).
По размерам тела и общему облику очень похож на сейвала (Balaenoptera borealis) и в течение многих лет в Международной китобойной статистике эти два вида в большинстве случаев не различались. Поэтому долгое время считалось, что полосатик Брайда занимает очень небольшой ареал, обитая главным образом в водах Южной Африки. При более тщательном исследовании оказалось, что эти киты имеют некоторые внешние различия Так, на голове сейвала имеется один продольный гребень. Он от конца рыла до дыхательного отверстия. У кита Брайда, кроме этого, есть еще два подобных гребня, расположенных почти параллельно центральному с каждой стороны головы (в центре между ее средней линией и краем рыла), которые тянутся от переднего конца рыла до уровня дыхательного отверстия (Omura, 1962).
Длина пластин уса полосатика Брайда, так же как у сейвала, более чем в 2 раза превышает их ширину. Они имеют длинную мягкую волосовидную бахрому. У полосатика Брайда длина пластин менее чем в 2 раза превышает ширину. Бахрома жесткая и не длинная, она больше походит на бахрому финвала (В. physalus), чем на бахрому сейвала. У сейвалов они оканчиваются на половине расстояния между основаниями грудных плавников и пупков и редко доходят до пупка. У полосатика Брайда брюшные полосы достигают области пупка, а иногда проходят и дальше кзади. У сейвала нёбо узкое и сильно выпуклое в задней части, а у кита Брайда оно широкое и в средней части слегка вогнуто внутрь (рис. 38).
Кроме внеших отличительных признаков этого вида, опытные китобои начали замечать и некоторые черты поведения, что позволяет опознавать полосатика Брайда в море.
После того как промысловая статистика стала разделять добычу китов Брайда и сейвалов, появилась возможность сбора материала о распределении этих китов в Мировом океане, а затем и приближенно определить их ареал.
Полосатик Брайда — самый теплолюбивый вид семейства. Он обитает в теплых и умеренных зонах и обычно не выходит за пределы сороковых широт обоих полушарий. В южной половине Тихого океана он встречается от экватора до 44° ю.ш. В водах западной половины северной части Тихого океана обитает на большой акватории, от Молуккского моря, Малайзии, островов Калимантан и Тайвань до островов Огасавара и вод Японии, в пределах 40° с.ш. Высокая численность китов отмечена севернее и юго-восточнее о-ва Маркус (25—35° с.ш., 165—170° в.д.). Полагают что приближенной северной границей их распространения является параллель 35° с.ш. В восточной половине северной части Тихого океана он встречается у Гавайских островов, где проникает до 43° с.ш. (видимо, вследствие благоприятного микроклимата), затем вблизи Мексики и Южной Калифорнии, населяет воды открытого океана к западу от 90° з.д. между 7 и 10° ю.ш.
В южной половине Атлантического океана киты встречаются вблизи побережья Аргентины, Уругвая, Бразилии, а также вдоль западных берегов Южной Африки. Знания о распространении китов в Северной Атлантике ограничиваются отдельными наблюдениями и нахождением на обмелевших берегах китов в Карибском море и Мексиканском заливе. Самая северная из известных точек наблюдения — 38° с.ш.
Рис. 37. Продольные гребни на голове А — полосатик Брайда; Б — сейвал
Рис. 38. Верхняя челюсть китов снизу А — полосатик Брайда, Balaenoptera edeni; Б — сейвал, Balaenoptera borealis (рис. Н.Н. Кондакова)
Однако при благоприятных внешних условиях возможны заходы этих китов к южным островам Курильской гряды в Японском море.
В Индийском океане полосатик Брайда широко распространен в приэкваториальных водах, встречается у Западной Австралии, берегов Индии и в северо-восточной части океана, а также в водах Персидского залива и у побережья о-ва Мадагаскар.
Предполагается, что киты Брайда внутри своего ареала образуют довольно многочисленные отдельные популяции (Привалихин, 1978; Ивашин, 1980).
Промысловая численность популяции китов Брайда в западной части Северной Пацифики к 1984 г. составляла 22 639 особей (Miyashita, 1986).
Обзорные данные по численности китов Брайда в северной части Тихого океана приведены в Красной книге МСОП (1991):
— западная часть Северной Пацифики — промысловая численность в 1946 г. — более 32 тыс., в 1987 г. — около 23,5 тыс.
— Восточная часть Северной Пацифики — к 1979 г. численность в области между 10° с.ш. и 7° ю.ш., 90 и 110° з.д. — около 10 тыс.
Питаются киты мелкими стайными рыбами и пелагическими ракообразными (преимущественно эвфаузиевыми). Из рыб более обычно Vinciguerria nimbaria, V. poweriae, Maurolicus muelleri, Sardinops japonics, S. melanosticta, Ranazania laevis, Engraulis japonica, Trachurus deslivis, Yarella microcephala, Microtus asperus, Stolephorus commersoni и некоторые другие. Из ракообразных чаще встречаются Euphausia similis, Е. recurva, Е. gibboides, Thysanoessa gregaria, Nematoscelis difficilis, N. megalops.
В разных районах ареала и в определенные месяцы характер питания несколько различен. Так, в открытых водах океана в питании преобладал криль, в Восточно-Китайском море и у западного побережья о-ва Кюсю — рыба. В районе о-ва Минамитори (Маркус) 77,4% пищи составляли ракообразные, а у побережья Милуоки пища состояла исключительно из анчоусов. В субтропических водах северной части Тихого океана 71,7% пищи составляли ракообразные, а 28,3% — стайные рыбы (Привалихин и др., 1978; Головлев, Ивашин, 1978; Попов, 1979).
Основной промысел полосатиков Брайда в северной части Тихого океана советскими и японскими китобойными флотилиями производился в районе от 25 до 30° с.ш. в пределах 160—170° в.д., в водах островов Бонин. Охота велась также вблизи Японии и в некоторых других местах.
Размер добытых самок изменялся от 11,9 до 14,0 м, самцов — от 11,6 до 13,8 м. Средний размер 67 добытых самок был равен 12,6 м, а 133 самцов — 12,7 м. Наибольший размер самки — 14,5 м, самца — 14,2 м (Головлев, Ивашин, 1978; Попов, 1979).
В открытых водах Тихого океана с 1970 г. начался относительно крупный промысел китов Брайда с пловучих китобойных флотилий. В некоторые годы (1970—1979) общая добыча достигала 1005—1485 китов (Tillman, 1981). Увеличение объема промысла заставило рассмотреть вопрос о размерах популяции и размерах возможного промысла. Международная китобойная комиссия определила, что промысловый запас этих китов в западной половине северной части Тихого океана на 1 июня 1978 г. составлял 15,6 тыс. голов. Отсюда лимит добычи на 1979 г. был установлен в 454 кита (Ивашин, 1980).
По определениям М. Tillman (1981), в западной части Тихого океана изначально промысловой запас китов Брайда оценивался в 63 620, а к 1980 г. — 16 373 животных.
Для Южного полушария Ohsumi (1981b) к 1980 г. определяет промысловый запас китов Брайда в 89 000 особей.
Кит Брайда включен в Красную книгу МСОП и в Приложение I Конвенции о международной торговле. Статус этого кита в Красной книге МСОП (1991) определен как недостаточно изученный. В водах о-ва Огасавара (Бонин) сейвалы и полосатики Брайда в отдельные сезоны заменяют друг друга. Сейвалы приходят сюда зимой и держатся с декабря до середины апреля. В этот период полосатики Брайда отходят в более южные воды. В апреле сейвалы мигрируют к северу, к берегам Японии, и дальше, появляясь у северных берегов Японии, в водах Курильской гряды и еще севернее. В этот период к островам Огасавара (Бонин) с юга начинают подходить полосатики Брайда, которые держатся здесь в летние месяцы. Часть этих китов в конце июля также продвигаются к северу и появляются в водах Японии. Однако побережья о-ва Хоккайдо они не достигают.
Обычно сейвалы наблюдаются при температуре воды в море до 20°С, а киты Брайда — от 20°С и выше. В районах распространения китов этих двух видов, где температура воды держится около 20°С, возможно, происходит смешивание групп сейвалов с полосатиками Брайда (Omura, Nemoto, 1955).