pitbul-zaprygnul-vverh-pochti-na-45-metra-po-vertikalnoj-stene Посмотрите видео как питбуль допрыгнул до предмета на высоте 14 футов (4, 27 метра)! Если бы проводилась собачья Олимпиада, то этот питбуль...
morskaja-svinka-pigi-zhelaet-vsem-schastlivogo-dnja-svjatogo-patrika С днем Святого Патрика ВСЕХ! И ирландцев и не только ирландцев!
ryba-igla Родиной уникальной пресноводной рыбы-иглы является Индия, Цейлон, Бирма, Тайланд, Малайский полуостров. Достигают 38 см в длину. Принадлежит к...
botsija-kloun Считается, что рыбка боция-клоун (Botia macracantha) появилась в середине XIX века. О данном виде впервые упомянул Питер Бликер (голландский...
gjurza Гюрза (Vipera lebetina) – крупная змея, которая имеет притупленную морду и резко выступающие височные углы головы. Сверху голова змеи...

Практическое значение сейвала

В Северной Атлантике общая численность сейвалов всегда была значительно меньше, чем в северной части Тихого океана, где эти киты имели некоторое промысловое значение, особенно в южной половине этого громадного района. Так, с 1946 по 1952 г. в водах островов Бонин добывали по 100—400 китов в год, что составляло от 40 до 90% общей добычи. Может быть, среди сейвалов имелась некоторая примесь китов Брайда. Позже промысел здесь не производился. Вблизи Японии в некоторые годы добывали по 600—800 и даже 1200 и 1300 сейвалов в год, однако вылов не достигал даже 40% общей добычи китов всех видов. Большой удельный вес имели сейвалы в промысле с береговых станций на побережье Британской Колумбии. Здесь в начале 60-х годов добывали от 300 до 600 сейвалов (48—69% общей добычи). Но наибольшее значение в эти годы они приобрели в пелагическом китобойном промысле. После запрета на добычу голубых китов, горбачей, а затем и финвалов, добыча сейвалов резко возросла. В 1967 г. в северной части Тихого океана было добыто более 6000 сейвалов, что превышало 25% общей добычи советских и японских китобойных флотилий. На конец 70-х годов общая численность сейвалов в этом районе определялась в 21—23 тыс. особей.

Своеобразие гидрологических условий в Северной Атлантике позволяет сейвалам проникать далеко в северные воды. Поэтому киты распространены более равномерно по этой акватории и добываются во многих районах. Однако в Северной Атлантике сейвалы вообще довольно малочисленны, поэтому и добыча этих китов невелика. Так, у берегов Норвегии, Ньюфаунленда и Лабрадора добывали не более десятка сейвалов и только в отдельные годы это число возрастало до 20—30 китов. Наиболее стабильный промысел велся в Исландии, где в большинстве случаев добывали по 40— 50 сейвалов, а в отдельные годы количество их достигало 70—80 и даже более китов в год. В то же время у берегов Португалии, островов Мадейра и Азорских сейвалов совершенно не промышляли, а на побережье Испании с 1956 г. добыча их прекращена.

Популяции сейвалов Южного полушария более многочисленны, однако и здесь промысловое значение этих китов в отдельных районах далеко не одинаково. Так, в китобойном промысле Австралии, Новой Зеландии, Перу, Мадагаскара сейвал никогда не имел практического значения. В то же время у берегов Южной Африки и о-ва Южная Георгия он занимал значительное место, а для бразильских китобоев являлся основным. В пелагическом промысле антарктических китобойных флотилий в течение нескольких десятилетий он составлял прилов, так как при наличии больших скоплений экономически более выгодных китов сейвалы почти не добывались. Однако по мере снижения численности голубых и горбатых китов, а также финалов роль сейвалов в промысле постепенно возрастала.

В связи с неуклонным и довольно резким снижением численности (запасов) всех видов промысловых китов в большинстве промысловых районов Мирового океана Международной китобойной комиссией в 1948 г. была введена квота на добычу китов в основном районе китобойного промысла — в Антарктике. Такая же система лимитирования китобойного промысла позже была применена и в других промысловых районах Мирового океана.

Начиная с 1971—1972 гг. МКК начала вводить повидовые квоты на добычу китов, лимит добычи определялся для каждого вида отдельно. Позже квоты стали устанавливать не только для каждого вида, но по возможности для каждой популяции.

Увеличившаяся промысловая нагрузка на популяции сейвалов оказалась чрезмерной — их численность и размер промысла начали быстро падать. Однако ввиду запрета на другие виды крупных полосатиков для китобойных флотилий Советского Союза, Японии и Норвегии сейвалы вплоть до превращения их промысле составляли от 60 до 70% общей добычи.

Техника современного промысла всех видов китов (в том числе и сейвалов) одинакова. Охота ведется со специальных кораблей (китобойцев), на носовой части которых устанавливаются гарпунные пушки, которыми и производится убой китов. Некоторая специфичность охоты за сейвалами определяется их относительно небольшими размерами, быстроходностью и поворотливостью животных. Это требует от промысловиков, в первую очередь от гарпунеров, некоторых навыков.

Переработка добытых китов производилась как на плавучих китобойных базах (кораблях), так и на береговых китобойных станциях.

Современная технология позволяла почти полностью (без потерь) использовать туши китов. Основная получаемая продукция — это китовый жир, который вытапливали главным образом из подкожного сала, а также из части (более жирного) мяса и из внутренностей. В зависимости от сортности жир применяли в медицинской, пищевой, кожевенной, металлургической промышленности. Мясо частично использовали в пищевых целях (консервировали замораживанием) или для выработки кормовой муки и удобрений. Мясо сейвалов обладает лучшими вкусовыми качествами, чем мясо других видов китов. Из которых внутренних органов вырабатывали медицинские препараты. Неиспользуемые отходы: вытекающая при разделке туши кровь, пластины китового уса, кишечник и легкие. От одного кита в среднем получали 3—4 т вытопленного жира.

Согласно международным правилам, промысловый сезон добычи всех видов китов (в том числе и сейвалов) с береговых китобойных станций не должен был превышать шести непрерывных месяцев в году. Продолжительность промыслового сезона для плавучих китобойных флотилий ежегодно определялась международной китобойной комиссией. Правилами промысла определялся также и размерный лимит разрешаемых для добычи китов, была запрещена добыча кормящих самок и детенышей (сосунков) и некоторые другие ограничения.

Численность сейвалов, несмотря на принимаемые меры по ограничению промысла, снижалась на всем громадном ареале вида. Согласно решению ММК, с 1976 г. промысел сейвалов был полностью запрещен на всей акватории северной части Тихого океана, а с 1978 г. и в Антарктике. Только в Северной Атлантике, где промысел сейвалов всегда был сравнительно мал, в двух районах Исландии с 1980 по 1986 г. разрешалась ограниченная добыча сейвалов (до 100 китов в год в каждом районе). Но с 1986 г. на всей акватории Северной Атлантики был введен полный запрет на промысел этих китов.

Сейвал включен в Красные книги МСОП и СССР и в Приложение I Конвенции о международной торговле. Статус сейвала в Красной книге МСОП (1991) определен как находящийся под угрозой перехода в ближайшее время в состояние исчезновения, если отрицательно воздействующие на этот вид факторы не изменятся в положительную сторону. В Красной книге СССР (1984) он значится как редкий вид.