Обитатель открытых морей и океанов обоих полушарий, преимущественно области склонов континентальной ступени, но в Антарктике встречается и над большими глубинами. Океаническая форма, редко заходящая даже в окраинные моря (Nemoto, 1959). Сейвал теплолюбивее других полосатиков (кроме полосатиков Брайда) и не заходит так далеко в полярные воды, как другие виды.
Рис. 33. Видовой ареал сейвала, Balaenoptera borealis
Черная точка — эпизодические заходы в Балтийское море (В.А. Арсеньев)
Ареал в России по сравнению с огромным общим ареалом вида очень мал (рис. 33). На Дальнем Востоке в небольшом количестве встречается у берегов Приморья в Японском море, наиболее распространен вдоль островов Курильской гряды, причем многочислен в водах ее южной части. Повсеместно (в малом числе) - в Охотском море. Далее к северу наблюдается у восточного побережья Камчатки и Командорских островов. Достигает северной части Беренгова моря, включая Анадырский залив, при благоприятных условиях проникает в Берингов пролив и южную часть Чукотского моря.
В бассейне Атлантического океана относительно редок. В Баренцевом море достигает островов Медвежий и Шпицберген, спорадически появляется у берегов Мурманска и Новой Земли, отдельные экземпляры заходят в Белое море (Двинская губа). Отмечены эпизодические заходы в Балтийское море (Слепцов, 1955а,б; Чапский, 1963).
Ареал вне России (рис. 33) включает северную половину Тихого океана, где сейвал распространен очень широко. Более многочислен в южной части, регулярно встречается у островов Огасавара (Бонин) (27° с.ш.), известен у о-ва Тайвань (25° с.ш.), возможно, проникает и дальше к югу. Относительно многочислен у восточного побережья Японии, более редок в Японском море как у берегов Японии, так и у Корейского полуострова. В восточной половине северной части Тихого океана обитает повсеместно - от Мексики (25-30° с.ш.) до Берингова моря включительно. У п-ова Калифорния довольно редок, вероятно, здесь проходит южная граница ареала. В водах Аляски и в Беринговом море (у северной границы ареала) относительно редок. Наиболее обычен в водах Британской Колумбии и прилежащих районов.
В восточной части Северной Атлантики иногда встречается у Канарских островов (27-28° с.ш.), где, возможно, проходит южная граница его распространения, хотя отдельные экземпляры наблюдались и у Кабо-Верде (15-16° с.ш.). Заходит в Средиземное море к берегам Испанского Марокко и Испании. Встречается вдоль западных берегов Европы, обычен у побережья Норвегии, Фарерских островов и Исландии. На севере достигает Шпицбергена и южной части Девисова пролива у Западной Гренландии, обитает у берегов п-ова Лабрадор и о-ва Ньюфаунленд, к югу встречается повсеместно до п-ова Флорида и залива Кампече (Мексика, 20° с.ш.).
В Южной Атлантике известен от берегов Конго и Анголы (10° ю.ш.) до Южной Африки (мыс Доброй Надежды) и от Бразилии (20° ю.ш.) до Земли Грэйама (65° ю.ш.). Многочислен у островов Тристан-да-Кунья, Фолклендских (Мальвинских) островов и в прилежащих водах, на широте 30-35° ю.ш., обычен у островов Южная Георгия и Буве. В южной половине Тихого океана обитает от берегов Эквадора и островов Галапагос, прибрежья Перу и Чили до Огненной Земли, а также в водах Австралии и Новой Зеландии. В Индийском океане встречается у восточного побережья Африки, Мадагаскара (быть может, доходит до Аденского залива), у побережья Австралии, островов Тасмания, Новая Зеландия. Известен случай выброса погибшего кита на о-ве Ява. Возможны подходы к Сейшельским островам. Широко распространен в Антарктике, может достигать берегов Антарктиды (Кирпичников, 1949; Томилин, 1957; Арсеньев, 1958; Чапский, 1963; Hershkovits, 1966; Будыленко, 1975а,б).