Как и для других китов, врагом малых полосатиков считается косатка. Анализ содержимого желудков косаток, добытых в Антарктике, показал, что обычный рацион этих хищников на 70—85% состоял из остатков малых полосатиков. Существует мнение, что при появлении косаток малые полосатки стремятся спастись бегством. В то же время неоднократны и такие наблюдения, когда группы косаток располагались в непосредственной близости (50—100 м) от скоплений малых полосатиков, причем первые не проявляли агрессивных намерений, а вторые не пытались уплыть. Предполагается, что косатки в первую очередь убивают или молодых, или наоборот, очень старых животных (Дорошенко, Берзин, 1978).
Из болезней известны лишь костные опухоли и срастание некоторых костей (это видно на музейных скелетах) (Томилин, 1957).
Эктопаразиты на китах Северного полушария наблюдались редко. Были обнаружены Panellabelaenopterae, Cocconeis ceticola, Caymus balaenoptera. Обрастание диатомовыми водорослями у северных китов не зарегистрировано. Отсутствуют также светлые пятна, происхождение которых на других китах приписывается действию болезнетворных бактерий из тропических вод (Делямуре, 1955).
В Антарктике в период промысла было обследовано 24 взрослых самца (длиной от 7,1 до 8,6 м) и 94 взрослые самки (от 7,4 до 9,8 м). Были обнаружены китовые вши (Cyamus balaenoptera), пенелла (Penella) и усоногие раки (Coronula). У 15—20% осмотренных китов найдены китовые вши — обычно по нескольку десятков, в некоторых случаях от 1—2 до 100 и даже 500 шт. на одном животном. Располагались они у окончания брюшных полос, реже в районе пупка, в складках половой щели и сосков молочных желез, единично в глазной щели и у ануса. Penella antarctica была найдена на одном самце и на пяти самках китов в единичных экземплярах (только у одной неполовозрелой самки их было 37). Находили их на рыле, впереди спинного плавника и половой щели, на окончании брюшных складок. Усоногие отмечены на теле двух самок.
Обрастание диатомовыми водорослями отмечалось практически на всех китах.
Фауна гельминтов включает десять видов: по три вида трематод и акантоцефалов и четыре вида нематод. В печени малого полосатика и еще трех видов усатых китов из северной половины Атлантического и Тихого океанов паразитирует трематода Lecithodesmus goliath van Beneden, 1958. В кишечнике малого полосатика и еще четырех видов китов — Ogmogaster plicatus Creplin, 1829, обнаруженная в прибрежных водах Норвегии и у Курильских островов, в Охотском море. В желчных протоках печени малого полосатика и косатки из Северной Атлантики найдена Fasciola skrjabini Dalamure, 1955.
Встреченные у малого полосатика нематоды довольно широко распространены среди других видов морских млекопитающих. В пищеводе, желудке и кишечнике малого полосатика, голубого кита, 11 видов зубатых китов и сивуча паразитирует Anisakis (Anisakis) simplex Rudolphi, 1809, обнаруженная в Северном море, у берегов Камчатки, Японии и Новой Зеландии. В желудке и прямой кишке малого полосатика, трех других видов китов и морского котика из северной части Тихого океана найдена Anisakis pacificus A. Skrjabin, 1959. Еще более обширен круг хозяев паразитирующей в желудке и кишечнике нематоды Terranova (Terranova) decipiens Krabbe (1878). Кроме малого полосатика, она найдена у трех видов китообразных и 17 видов ластоногих во многих морях и в океанах Северного и Южного полушарий, вплоть до полярных вод.
Рис. 30. Малый полосатик (фото В.А. Арсеньева)
Последний вид нематод Crassicauda crassicauda Creplin, 1829, паразитирующая в урогенитальной системе, кроме малого полосатика, найдена еще у семи видов китообразных из Атлантического океана Северного и Южного полушарий.
Все три вида акантоцефалов, зарегистрированные у малого полосатика, отмечены у большинства видов усатых китов. Bolbosoma balaenae Gmelin, 1790 имеется, кроме малого полосатика, у шести видов китов, обнаружена в водах Исландии и в Тасмановом море у побережья Австралии. В толстой и прямой кишках молодого полосатика и у пяти видов усатых китов найдена Bolbosoma Brevicolle Malm., 1867. Обнаружена в водах Северной Атлантики, побережья Южной Африки и о-ва Южная Георгия (Антарктика). Bolbosoma nipponicum Yamaguti, 1939, найдена в тонком отделе кишечника и в слепом отростке малого полосатика, финвала и двух видов ластоногих. Обнаружена в Охотском море и в Тихом океане вблизи Курильских островов, а также у побережья Японии (Margolis, 1954; Делямуре, 1955).