Быстрый рост. За первые две недели детеныш гренландского тюленя (вверху) увеличивает вес с 12 до 32 кг. Он рождается в марте, когда лед начинает ломаться (внизу), поэтому ему нужно как можно быстрее накопить побольше жира, прежде чем попасть в воду.
У одних животных детеныши твердо стоят на ногах и добывают корм, у других полагаются на мать.
Детеныши гренландского тюленя, появляющиеся на свет на плавучих льдинах Арктики, уже через 15 дней после рождения перестают сосать мать и отправляются в море на промысел. В первые дни матери обильно кормят детенышей очень питательным молоком и за 2 недели их вес увеличивается втрое.
Даже по сравнению с другими тюленями грендландские тюлени взрослеют быстро. Детеныши кольчатой нерпы тоже появляются на свет в Арктике, но на ледяном припае, который не крошится и не ломается, и матери кормят их в течение 2 месяцев; а южный морской котик, обитающий в Антарктике, где нет белых медведей, может растянуть кормление на 7 месяцев.
Никто точно не знает, почему гренландские тюлени вынуждены расти так быстро. Возможно, если бы этот процесс чуть затянулся, льдина могла бы расколоться прежде, чем у него успел бы образоваться достаточно толстый слой защитного подкожного жира, позволяющий выжить в ледяной воде. А может быть, столь сжатый период интенсивного выкармливания дает возможность максимально сократить пребывание беззащитных тюленят на льду.
В начале марта, вскоре после родов, гренландские тюлени снова спариваются, но, благодаря способности самки задерживать имплантацию яйцеклетки в стенку матки, рождение очередного детеныша затягивается до следующего марта, как раз до того времени, когда начинает ломаться лед. Это спасает новорожденных от белых медведей, которые охотятся только на прочном льду.
У других млекопитающих, таких, как гну или серны, детеныши, едва появившись на свет, уже готовы спасаться бегством от хищников, но еще многие недели они питаются только материнским молоком.
Рожденные бегать. Сотни глаз на равнинах Африки наблюдают за тем, как гну рожает детеныша. Над ней кружат грифы, неподалеку нежатся на солнышке львы, а по краям пастбища притаились пятнистые гиены. Единственный шанс теленка выжить - быть готовым бежать с минуты появления на свет.