pitbul-zaprygnul-vverh-pochti-na-45-metra-po-vertikalnoj-stene Посмотрите видео как питбуль допрыгнул до предмета на высоте 14 футов (4, 27 метра)! Если бы проводилась собачья Олимпиада, то этот питбуль...
morskaja-svinka-pigi-zhelaet-vsem-schastlivogo-dnja-svjatogo-patrika С днем Святого Патрика ВСЕХ! И ирландцев и не только ирландцев!
ryba-igla Родиной уникальной пресноводной рыбы-иглы является Индия, Цейлон, Бирма, Тайланд, Малайский полуостров. Достигают 38 см в длину. Принадлежит к...
botsija-kloun Считается, что рыбка боция-клоун (Botia macracantha) появилась в середине XIX века. О данном виде впервые упомянул Питер Бликер (голландский...
gjurza Гюрза (Vipera lebetina) – крупная змея, которая имеет притупленную морду и резко выступающие височные углы головы. Сверху голова змеи...

Желтопузик и К°

Желтопузик и К°

Помнится, я бережно и благоговейно перелистывал толстенный фолиант из «Жизни животных» Альфреда Брема советского довоенного издания. Меня зачаровывали и привлекали пресмыкающиеся, и я собирался кое-что о них почитать. Тогда мы жили в Баку, я перешел в четвертый класс и держал всякую мелкую живность, но рептилий в квартире отродясь не было. Итак, я извлек том и зачитался: с головой ушел в мир рептилий...

Меня рассмешила подпись на картинке — «желтопузик», конечно, я поделился с отцом, и он показал мне потрепанную фотографию из фамильного альбома — папа, еще старшеклассником, держит на весу...

живую полутораметровую «змею» одной рукой! В давние времена, где жил мой отец, не каждый мог позволить себе обращаться со змеями, особенно в сельском Азербайджане конца 20-х — начала 30-х гг. Местные жители опасались и ненавидели эту «нечисть». Но отец объяснил мне, что «поддельная» змея — всего-навсего мирная ящерица, предназначенная, пожалуй, пугать девочек... и учительниц. У нас ее называют желтопузиком, а по-тюркски — «корамалом».

И с тех пор я страстно мечтал заиметь живого желтопузика, но почему-то все это никак не получалось. На летние каникулы мне показали Московский зоопарк, и, конечно, террариум, а также два столичных зоомагазина. На Арбате я увидел мою «страсть». Но был разочарован: желтопузики в клетке, скажу откровенно, выглядели, как несчастные невольники в трюме — они сбились в кучу на такой крохотной площади! Стоимость этой ящерицы была мизерной, однако вставал вопрос: где держать хотя бы одного желтопузика в чужой квартире? Но наконец-то, через много лет, я оказался в экспедиции и изловил желтопузика в долине пересохшей полупустынной речки Пирсагат (Азербайджан). Прихотливо извивающиеся, давно ушедшие русла; заросли тамарикса по растрескавшимся берегам; узкие каньоны; глинистые склоны холмов, каменистые осыпи — фантастичные и волнующие, как лунный ландшафт или природные декорации «вестернов». Того и гляди, из-за поворота покажется группа верховых апачей! Но индейцев здесь нет, и лишь промчавшийся табунок джейранов или пролетевшая стайка чернобрюхих рябков напоминает о дыхании жизни.

Само собой, этот край — истинное Эльдорадо для рептилий.

Желтопузика (Pseudopus apodus) впервые описал еще в 1775 г. Петер Симон Паллас, русский естествоиспытатель и академик, немец по национальности. Исследователь странствовал по Российской империи и описал эту огромную ящерицу, помимо множества видов животных и растений, в районе Рын-песков (Нарын-песков) и реки Кумы, что в Прикаспийской низменности, где рукой подать до «Черных земель» Калмыкии и Ногайской степи Дагестана. Впоследствии Паллас обнаружил желтопузика и в долине реки Терек.

Правда, некоторые ученые считают, что Паллас, конечно, спутал желтопузика со змеей — агрессивным желтобрюхим полозом (они соседствуют по местообитаниям), но это наименование, представьте себе, прижилось в основных европейских языках! Иногда его именуют балканской «ломкой ящерицей», восточной гигантской «ломкой ящерицей» или «панцирной змееящерицей».

Большая четырехгранная голова переходит в змеевидное туловище, а также длинный хвост, который тянется на 2/3 длины животного от ануса до конца. Боковые кожные складки начинаются за ухом и кончаются у крохотных сосочкообразных рудиментов задних конечностей, чуть ниже 1 мм. Одно легкое заметно удлинено, другое — недоразвито.

Желтопузик (Казахстан)

Желтопузик (Казахстан)

Помимо южных окраин России и Южного берега Крыма, а также Предкавказья, берега Каспия, Закавказья, Средней Азии и юга Казахстана, желтопузик распространен в Турции, Иране, Ираке, Сирии, Ливане, Израиле. Есть он и в Южной Европе — на Балканском полуострове (Греция, Албания, берег Адриатического моря). Подвид западного желтопузика из Болгарии описал германский герпетолог Фриц-Юрген Обет в 1978 г. и назвал его «фракийским» (P. a. thracius). Этот подвид самый исполинский, он достигает в длину 1,44 см (восточный подвид — всего лишь 1,25 см) и среди веретеницевых он, помимо длины, поставил рекорд по обхвату.

Любопытно, что желтопузика переселили в Нижнюю Австрию и Южный Тироль, но, несмотря на неблагоприятные климатические условия, он до сих пор все-таки здравствует.

Желтопузик обитает в долинах рек, населяя редкие лиственные леса и поймы, лесные опушки, кустарники, овраги, различного рода заросли и предгорные холмы. Встречается также в нагорных полупустынях и степях, на каменистых с безлесной растительностью склонах, часто в непосредственной близости от воды, в которую он, не задумываясь, уходит при преследовании. Один натуралист сообщал, как желтопузик в Дубровнике (Хорватия), ускользая, спрыгивал с террасы на террасу и наконец ушел к морю. Нередко его можно встретить на окультуренных землях — в заброшенных поселках, на виноградниках, посевах хлопчатника и риса, совсем рядом от жилья. В горах он встречается вплоть до высоты 2300 м над уровнем моря. Может влезать на ветви кустарников (лоха и тамарикса) и стебли камыша. Не так давно весной в Закавказье и Средней Азии в течение дня можно было встретить до 80—100 особей, греющихся на солнце.

В качестве убежищ желтопузик использует норы различных животных, пространства над камнями и между корнями кустарников. В поисках пищи обычно отходит от укрытий не далее 200—300 м.

В конце октября — начале ноября желтопузик уходит в зимнюю спячку и, когда начинает пригревать южное солнце, выползает с марта,например, в полупустынном Закавказье. Весною желтопузик принимает «солнечные ванны», а летом рано поутру или перед сумерками разыскивает добычу. Как только рассветет, он ищет крупных кузнечиков, которых легко схватить. Зрение у него прекрасное, глаза зоркие, внимательные — он видит человека очень далеко и уходит в заросли. На голой почве движения желтопузика неуклюжи и топорны, но на щебнистом грунте, среди полыни и солянок, он несется молниеносно.

Пойманный желтопузик старается освободиться от рук, извиваясь всем туловищем или быстро вращаясь в одну сторону. При этом слышится характерный скрип трущихся друг о друга пластинок костного панциря. К неприятным особенностям у желтопузика относится способность обливать врага отвратительно пахнущими испражнениями (впрочем, так же поступает и обыкновенный уж).

Весной—летом эти панцирные ящерицы спариваются. В середине июня — начале июля самка, несмотря на крупные размеры, откладывает 6—12 удлиненных, овальных яйца размером 4x2 см, зарывает их среди увядшей листвы и стережет, обвивая кладку. Процесс инкубации длится в среднем 30—45, максимум — 65 суток. Температура инкубации в неволе от +28 до +30 "С. С конца июля до сентября вылупляется молодь. Юные желтопузики рождаются длиной 10—12 см (без хвоста). В возрасте около четырех лет приходит половозрелость (в это время длина тела составляет 30—32 см).

С наступлением летней жары, начиная с конца июня, желтопузика застанешь очень редко. Он впадает в состояние летней спячки, которое иногда переходит в зимнюю. Кроме того, молодые желтопузики ведут скрытный образ жизни и встречаются очень редко.

Линька происходит 4—5 раз за сезон.

Желтопузику требуется террариум горизонтального типа. Грунтом для него служит крупный песок, смешанный с гравием. Температура днем от +25 до +30 °С; ночью около +20 "С. Освещение должно быть высоким, а относительная влажность — низкой. В зимнее время террариум нуждается в охлаждении. Молодь выкармливают дождевыми червями, насекомыми и новорожденными мышами.

К человеку желтопузик относится очень спокойно и никогда (почти!) не норовит укусить. В неволе быстро привыкает брать пищу с рук. Желтопузик — пластичный вид, он исключительно неприхотлив.

В террариуме у желтопузиков вырабатывается условный рефлекс: они начинают проявлять сильное возбуждение при виде белого предмета. Оказывается, желтопузики с нетерпением ждут момента кормления, а кормом им обычно служат забитые белые мыши. Желтопузики стараются оттеснить друг друга, толкаются и вырывают корм прямо из рук.

Желтопузик съедает за сезон своей активности до 3000 штук жуков. Охотится он преимущественно за медлительными жуками-чернотелками, а также навозниками, златками, бронзовками, краснотелками, жужелицами и хрущами. Помимо этого в его рацион входят прочие насекомые и их личинки, паукообразные и моллюски, в частности голые слизни. В Южной Европе желтопузик лакомится крупной саранчой и большими гусеницами, брезгуя только мохнатыми.

Молва окружила его ореолом истребителя ядовитых змей, в частности носатых гадюк (во всяком случае, так утверждают жители побережья Адриатического моря). Однако это далеко от истины. С гюрзами у желтопузика разумный нейтралитет и, несмотря на то, что он поедал обыкновенных гадюк в Пражском зоопарке (их встреча стала возможной только в неволе), вряд ли можно ставить его в один ряд с мангустом или птицей-секретарем.

Улиток, впадающих в летнее оцепенение на кустиках полупустынных растений, желтопузик растирает крепкими челюстями. Мышь же он может одолеть, если она, как и гадюка, окажется в террариуме, но охота его будет так же неуклюжа, как и все, что он делает. Поскольку желтопузик не наделен от природы ни ядом, ни острыми зубами, ни способностью душить, схватив мышь, он начинает вращаться вокруг своей оси, с каждым поворотом оглушая

Желтопузик (Кампучия)

Желтопузик (Кампучия)

свою добычу. Желтопузик не гнушается землеройками, новорожденными грызунами (иногда охотится и на взрослых, но безуспешно), а также и птицами, гнездящимися на земле и в кустарниках, поедает яйца. Он способен перемолоть челюстями раковины виноградных улиток, косточки мышей и полевок. Излюбленный корм желтопузика — эйренисы и удавчики (неядовитые змеи).

Желтопузику можно давать нарубленное сырое мясо (фарш), лучше постное, яйца и даже консервированный сбалансированный корм для собак или кошек. В рацион также включают насекомых и дождевых червей, которых хорошенько обсыпают кальцием и витамином D3. Раз в неделю желтопузику положена поливитаминная минеральная добавка. По некоторым данным, желтопузики даже поедают мякоть опадающих сладких плодов — падалицу абрикосов и гроздья винограда. Пьют они много, поэтому необходимо следить, чтобы вода всегда была в избытке.

Родственники желтопузика — стройные панцирные веретеницы из рода Ophisaurus. Два этих рода, Ophisaurus и Pseudopus, поедают помимо беспозвоночных, как уже упоминалось, небольших ящериц и змей. Американские веретеницы ищут добычу и на земле, и под землей. На суше они пробавляются яйцами птиц, сдавливая скорлупу сильными челюстями и высасывая содержимое плоским вырезанным языком.

Не стоит брать в террариум мелких змей и ящериц, например островных панцирных веретениц (О. compressus), длина которых достигает 40—60 см. Они могут стать жертвой желтопузика, который подстерегает их, затаившись в грунте песка, земли и гравия.

Известный американский террариумист Р.Д. Бартлетт отмечает: «У меня перебывала масса экзотических панцирных веретениц, но самый крупный вид — это, безусловно, желтопузик. Желтопузиков я заводил не раз, но они никогда не спаривались. Вероятно, важным упущением было не обеспечить безногим ящерицам возможность впадать в зимнюю спячку, как они это делают в естественной обстановке».

Крупные ящерицы желтопузика имеют оливково-бурую, грязно-желтую или красно-бурую окраску, но некоторые особи щеголяют неправильными, пестрыми светло-кремовыми узорами из бурых и ржавых крапин. Брюхо большей частью светлое.

Продолжительность жизни в неволе у этого вида составляет более 30 лет.

В личной коллекции известного венгерского ветеринара и любителя животных Михая Орсага, автора великолепной книги «Заводи кого угодно, только не крокодила!», были и желтопузики, пойманные в Хорватии. Вот что он писал: «Эти рослые сородичи наших отечественных безногих ящериц прожили у меня 10 лет в отведенном для них террариуме площадью 80x25 см и высотой 42 см с камешками-скалами и деревянными пеньками. Днем в террариуме горело искусственное солнце — две лампочки по 15 ватт, — давая животным достаточное количество тепла.

При первом кормлении я долго водил перед носом желтопузиков кусочками говяжьего сердца, но напрасно: они и смотреть на предложенную мной еду не стали. Когда же я обильно посыпал то же самое говяжье сердце фосфатом кальция, они тотчас высунули языки и съели еду в мгновение ока».

Далее Орсаг сообщает, что он получил с Кавказа другого желтопузика, который был несколько светлее, чем уже имевшиеся у него: «Перед линькой желтопузик лежал неподвижно, как неживой: голова откинута набок, кожа тусклая, поблекшая. Даже на прикосновения он едва реагировал. Зато после линьки кожица у него сделалась блестящей, как фарфор». Михай Орсаг наделил желтопузиков «дружелюбным, умиротворенным взглядом». Видимо, так оно и есть!

Значительная часть панцирных веретениц испытывают серьезные «проблемы роста». Вначале у детенышей образуется серия темных полос серебристо-землистого цвета. Далее, по мере роста, полосы хотя и остаются, землистая окраска темнеет, превращаясь в желтовато-коричневую или светло-бурую. В некоторых случаях ближе к голове полосы в конце концов стираются и замещают выступающую светлую спинную линию. Молодь желтопузика окрашена иначе: тело имеет оливково-серую окраску с поперечными рядами темно-бурых зигзагообразных или крестообразных полосок, продолжающихся к хвосту в виде пятнышек, вытянутых вдоль. Такие же полосы располагаются по бокам и на голове, особенно в верхней части, где они образуют весьма своеобразный рисунок. Следы поперечных полосок иногда сохраняются у особей длиной до 20 см. Этот узор блекнет и по мере продолжительного роста стирается. Новорожденный желтопузик выглядит, как тигр или словно беби-кобра. Впрочем, и наша веретеница бесконечно меняет свой наряд.

Из-за такого сходства безногих ящериц сложно отнести к тому или иному виду. Желтопузика некогда включили в род стройные панцирные веретеницы (Ophisaurus). Это наименование состоит из двух греческих слов: ophis (змея) и saura (ящерица). Помимо «фамилии» (рода) желтопузик приобрел и «имя» (вид) и стал называться Ophisaurus apodus, что можно перевести как «змееящерица без ног». После множества перипетий, известных только систематикам, желтопузик «поменял фамилию»: получил совершенно обособленный род и вид Pseudopus apodus (ложная безногая змееящерица). Интересно, что во второй половине XX в. герпетологи с удивлением нашли новые, весьма крупные виды этих ящериц (было описано 8 новооткрытых видов из 14). Обитают они не только в глухих джунглях Суматры и Вьетнама, но и в густонаселенных районах Мексики, Китая и даже США.