Крокодилов относят к полуводным рептилиям. Плавают и ныряют они превосходно, двигаясь с помощью хвоста, функционирующего как руль. Как существа, живущие в жарком климате, эти животные используют водную среду для охлаждения, поскольку не выносят перегрева, а самостоятельно регулировать температуру тела не способны. Оставаясь долгое время на солнце и не имея возможности уйти в воду или спрятаться в грязевую нору, они гибнут.
В водоеме крокодилы затаиваются, выставив над поверхностью воды лишь глаза и выпуклые ноздри. Они могут в полной неподвижности «зависать» горизонтально или совершенно бесшумно и незаметно подкрадываться к своей добыче, так что на воде не появляется ни малейшей ряби. Нередко плывущего чешуйчатого хищника можно принять за темную корягу, торчащую из воды. Пришедшие на водопой звери, водяные черепахи, водоплавающие птицы и прибрежные лягушки и не подозревают, что к ним неотступно приближается враг. Вероломный и сильный охотник способен стремительно выскочить из воды перед самым носом оторопевшей жертвы, крепко схватить ее и быстро утащить на глубину.
Наблюдатели считают, что крокодилы наиболее активны в темное время суток. Это не случайно: конкуренция среди хищников по ночам заметно ослабляется, да и схватить сонную добычу в темноте намного проще. Впрочем, подгоняемые голодом животные замечательно охотятся и при дневном свете.
Ест крокодил в воде или под водой. Поскольку у рептилий нет губ и рот не может быть полностью защищен от попадания воды, дыхательное горло и пищевод у них при нырянии разобщаются твердым небом и опускающимся мускульным выростом.
Эти животные — хищники. Мясное меню различных видов крокодилов разнообразно, включая насекомых, ракообразных, моллюсков, рыб, птиц, млекопитающих, других рептилий, а также своих сородичей и детенышей. В общем, крокодилы пожирают любую добычу, с которой только могут справиться. Так, в желудках нильских крокодилов иногда находят останки небольших носорогов. Питаются взрослые крокодилы редко вследствие малоподвижного образа жизни и низкой потребности в энергоресурсах, но жертва, попавшая в мощные челюсти, обречена.
Зубы крокодила приспособлены лишь для удержания и захвата добычи, но не для жевания. Сравнительно мелкую добычу этот хищник заглатывает «в один присест», предварительно подбросив в воздух. Вздувается шаром белое горло, потом делается несколько судорожных глотков — и пища в желудке. Крупных млекопитающих крокодилы затягивают в воду и удерживают там, пока жертва не захлебнется и не перестанет биться, а потом рвут ее зубами. В таком смертельном поединке раненое животное быстро теряет силы, так как бывает слишком искалеченным. Однако даже мертвую антилопу невозможно проглотить целиком. Поэтому чешуйчатые водные хищники «изобрели» своеобразный способ расчленения добычи, известный под названием «смертельная спираль». Крепко ухватившись за облюбованную часть затопленного животного, хищник прижимает лапы к туловищу и начинает быстро вращаться вокруг своей оси. Таким образом, намеченный кусок «отвинчивается» от туши. Проглотив порцию, крокодил повторяет этот прием, пока не съест все. Подобный прием самцы используют при выяснении отношений, причем даже на суше. Поймав челюстями конечность соперника, хищник быстро переваливается на спину и затем снова опускается на брюхо. Очевидцы рассказывают, что треск ломаемых костей слышен на расстоянии в два десятка метров. Правда, кости у рептилий срастаются очень быстро, а раны легко заживают.
Иногда «смертельную спираль» выполняют в воде сразу несколько животных, вцепившихся в одну и ту же добычу и не желающих уступать друг другу. В редких случаях насытившийся крокодил прячет остатки пиршества под корягами или в придонных камнях, а позднее возвращается к ней и доедает.
Крокодилы могут пожирать и падаль, очищая реки, озера и прибрежную зону от разлагающихся трупов животных. Подобная ассенизационная деятельность позволяет поддерживать чистоту в данной экосистеме, препятствует распространению болезней. Существует мнение, что хитрющие рептилии могут использовать мертвечину в качестве приманки. Черепахи и крабы сползаются на пиршество, где их и подстерегают голодные хищники. «Кроки» с удовольствием едят рыбу и нередко воруют ее из рыбацких сетей. Молодые животные иногда запутываются в ячейках и тонут, захлебнувшись. Вопреки распространенному мнению, взрослые крокодилы не так уж прожорливы: поданным исследователях. Котта, гигантские нильские крокодилы съедают полный рацион не чаще 50 раз за год и могут подолгу оставаться без пищи.
Примечательна особенность жизнедеятельности миссисипских аллигаторов (Alligator missisippiensis): они выкапывают небольшие пруды со стоячей водой повсеместно в районах своего обитания. Как заправские строители, аллигаторы разрыхляют и разбрасывают болотистую почву задними ногами и ударами хвоста. Уже существующие водоемы они постоянно очищают от излишней грязи и гниющей водной растительности, выталкивая «мусор» из воды. Подобным образом формируется прибрежная полоса плодородной почвы, на которой могут произрастать ивы, укрепляющие берега своими корнями. Островки суши и маленькие пруды создают условия для жизни многих животных, особенно в период засухи.
Миссисипские аллигаторы способны рыть довольно обширные норы, которые тянутся туннелями от прудов на 5—6 метров под корнями деревьев и заканчиваются расширением — камерой. Здесь животные прячутся в случае опасности или при падении температуры воздуха ниже температуры воды. Толстые грязевые стенки камеры помогают удерживать влагу и спасаться от перегрева в засушливый сезон. Китайские аллигаторы (Alligator sinensis) зимуют в норах, которые выкапывают на береговых равнинах неподалеку от реки на глубине около полутора метров.
Большинство людей считают крокодилов медлительными и неповоротливыми на суше. Но это далеко не так. Даже тяжелые рептилии солидного возраста предпринимают значительные переходы, удаляясь от водоемов на несколько километров. Например, самки инстинктивно чувствуют близость воды и под покровом ночи переводят свой выводок в менее «заселенные» сородичами и потому более безопасные водоемы. Медленно передвигаясь на суше, крокодилы волочат брюхо по земле, лапы широко расставлены, хвост тянется по земле, оставляя хорошо очерченный след. Однако при необходимости они могут передвигаться быстрым аллюром: туловище высоко поднято над землей, а конечности находятся под туловищем. Хвост при этом балансирует, выполняя движения, подобные плавательным. Таким способом испуганный молодняк нильских крокодилов может мчаться настоящим галопом со скоростью 10—12 км в час. Нередко взрослые особи совершают виртуозные прыжки и сухопутную погоню за добычей. Охраняя кладку, самка может напасть на врага и искалечить его даже на суше.
Крокодилов нельзя назвать стайными животными. Широко известный миссисипский аллигатор (Alligator missisippiensis), независимо от пола, облюбовывает себе водные угодья и ревностно изгоняет всех нежданных пришельцев. Таким образом, этим животным свойственно, как говорят зоологи, «территориальное поведение»: дележка ареала на индивидуальные зоны. Крупный половозрелый самец «владеет вотчиной» в 20—40 га, причем постоянно патрулирует границы, издавая в период размножения громогласный рев. На его территории обычно обитает несколько взрослых самок, и если одна из них подобным же ревом отвечает на страстный призыв, то самец незамедлительно спешит к ней на свидание. В «женских апартаментах» он проводит несколько дней, а затем отправляется погостить к другой жаждущей внимания самке.
Вот как описывает профессор Флоридского университета, зоолог Арчи Карр взросление аллигатора, проживающего в небольшом водоеме близ его дома: «Как и во всяком порядочном пруду во Флориде, в нашем тоже живет свой аллигатор. Нужно сказать, что крокодилы — одни из немногих рептилий, обладающих развитым голосом. По силе и воздействию на окружающих рев аллигатора по праву следует отнести к разряду наиболее могучих во всем животном мире. Неудивительно, что все мое семейство преисполнилось гордости, когда аллигатор, что еще в юном возрасте забрался в наш пруд лет десять назад, вдруг «запел». На протяжении шести лет он втихомолку изгонял или просто съедал своих сородичей, которые изредка прикочевывали к нам из других мест, и с отвратительным хрустом уничтожал иловых черепах, вызывая этим острую неприязнь моей дочери. Но однажды туманным утром он «запел» свою душераздирающую песню, от которой, казалось, сама земля заходила ходуном. Как я полагаю, эта песня означала, что наш аллигатор стал взрослым. Впрочем, быть может, это был не «он», а «она», потому что самки тоже ревут».
Южноамериканский кайман способен издавать самые разнообразные звуки: он громко рычит и каркает, как ворона, храпит и фыркает, точно лошадь, почуявшая огонь. Брачные «серенады» его напоминают львиный рев, причем самец-ухажер в этот период становится очень злобным.
Взрослых самок разных видов крокодилов зачастую можно встретить в окружении молодых животных, что объясняется выраженным инстинктом заботы о потомстве. Отмечены случаи, когда в пруду около матери находились три последовательных поколения молодых аллигаторов.